Буклет для родителей, воспитывающие детей с аутизмом
Развитие моторики у детей с аутизмом
Диагностика моторного развития ребенка с синдром раннего аутизма
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?
Знает ли он названия пальцев рук?
Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук;
Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой:
Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй –
Указчик старательный, -
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец –
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.
1.«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.
3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
5.«Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!)
6. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.
7. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем,
А затем обратно стянем.
8. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
«Га-га-га, га-га-га!
Очень вкусная трава!»
Подобные игры способствуют развитию:
- воображения, мышления, способности к анализу;
- тактильной (кожной) чувствительности;
- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;
- словаря;
- предметной деятельности;
- терпения и усидчивости;
- пространственной ориентации.
В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма.
Рекомендации по развитию общей моторики у детей:
В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма.
1.Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.
2.Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения, сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.
3.Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.
4.Занятие танцами, логоритмикой способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.
5.Общий массаж укрепляет мышечный корсет ребёнка.
Считалка» Дети вслед за дефектологом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку – 4 удара мяча ):
Дождик, дождик, ты не лей,
Ты нас, дождик, пожалей,
Мы хотим с мячом играть
И считалку рассказать.
«Осень в гости к нам пришла» Дефектолог читает четверостишие. Дети повторяют его и хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку – 4 удара):
Осень в гости к нам пришла,
Деток радует она,
Разукрасила наш сад,
Подарила листопад.
Дефектолог читает двустишия, а дети, повторяя, проговаривают их вместе с дефектологом, воспроизводят движения в соответствии с содержанием:
Мы идём с тобою в сад,
Там увидим листопад.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Туча по небу плывёт,
Туча дождик нам несёт.
Дождик капает и льёт,
Нам гулять он не даёт
Список литературы:
Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – С.78 -82.
Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук / Логопед, № 6, 2005. – С.58-60.
Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – 72с
Детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии в настоящее время, несмотря на то, что имеются многочисленные исследования этого феномена. Впервые этот синдром был выделен в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. «Ранний детский аутизм» как понятие можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».
Наиболее распространенные причины РДА:
- генетическая обусловленность;
- органическое поражение мозга;
- нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.
К типичным проявлениям детского аутизма относят:
- постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;
- категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
- необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;
- отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;
- стереотипизация действий;
- патологическое фантазирование;
- манипулирование руками;
- погруженность в мир собственных переживаний;
- эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.
Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.).
Психологическая помощь детям с РДА заключается в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка.
В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:
- если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;
- необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий;
- убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;
- насколько это возможно, звукоизолировать комнату;
- избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;
- интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной;
- не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.
Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему.
Для развития ориентировки в своем теле предлагается развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.
Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата.
Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой.
Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого – объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Их же задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Главное – во всем соблюдать последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным успехом.
Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды, приготовлению еды.
Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться.
Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т.д.
Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины. Последнее - одно из важнейших условий, так как принятие - это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.
Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить детей говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.
Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).
Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте мы используем яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки.
Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность.
Занятия логоритмикой включают в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега. Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения. Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, многих проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).
Логоритмические упражнения:
Пальчиковая гимнастика «У Петиной сестрицы».
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
Скороговорка «Орешки» Дети проговаривают 2-3 раза с постепенно убыстряющимся темпом: дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинцем)
Решки, решки,
Щелкаем орешки,
Щелкаем орешки,
Сидя на тележке.
Потешка с движениями «Бабка Ежка».
Бабка Ежка, Дети хлопают в ладоши
Костяная ножка, Шлепают по коленям
С печки упала, Хлопают в ладоши
Ножку сломала. Шлепают по коленям
Чистоговорка с движениями «Веселые слоги»
Ла-ла-ла… Дети хлопают в ладоши (3 раза).
Мила пол мела. Показывают как подметают пол.
Лу-лу-лу… Хлопают (3 раза).
Слава взял пилу. Делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Ул-ул-ул… Хлопают (3 раза).
Михаил уснул. Кладут руки под щечку.
Ща-ща-ща… Хлопают (3 раза).
Наварили мы борща. Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Щи-щи-щи… Хлопают (3 раза).
Щиплем щавель мы на щи. Сжимают и разжимают пальцы.
«Дрозд»
Я – дрозд, и ты – дрозд (показывают сначала на себя, потом на товарища)
У меня нос, у тебя нос (прикасаются к своему носу, затем к носу товарища).
У меня гладкие, и у тебя гладкие (круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера).
У меня сладкие и у тебя сладкие (указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера по паре).
Я друг, и ты-друг (прикладывают руки к своей груди, затем к груди товарища).
Нам хорошо! (обнимаются)
Цель: целенаправленное совершенствование, и развитие у детей сенсорных процессов и моторной координации.
Задачи:
Развитие двигательных умений и навыков
Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.
Нарушение слоговой структуры слов выявляется, как правило, при логопедическом обследовании детей, однако данный вид речевого нарушения родители могут и сами отмечать у ребенка. Часто в анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, формирование слоговой структуры происходит по следующим этапам:
1г. 3 мес.- 1г. 8мес. Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова: га-га, ту-ту.
1г. 8 мес.- 1г. 10 мес. Воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускаются один из слогов: мако (молоко).
1г. 10 мес.-2г. 1 мес. В 3-сложных словах иногда еще опускается слог, чаще предыдущий: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4- сложных словах.
2г. 1 мес.-2г.3 мес. В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась).
2г. 3 мес. - 3г. Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В случае патологии данные возрастные нарушения не исчезают к 3 годам из речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
— правильно произносимые слова: мама, дай;
— слова- фрагменты: мако (молоко);
— слова- звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
— слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушение письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения).
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.
Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова
Для создания игр не требуется специальные атрибуты. Просто необходимо включить фантазию и тогда любые предметы можно превратить в интереснейшие развивающие пособия.
Бусины
Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько бусин, сколько слогов в слове, обозначить ударный слог, спрятав бусинку по маленький стаканчик.
Чудо-звук (пластиковые разноцветные стаканчики) Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа. Ход игры: разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава (синий-согласный, красный - гласный, зелёный - мягкий звук).
Паровоз (разноцветные вагончики) Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько вагончиков, сколько слогов в слове, гудком обозначить ударный слог.
Рыбалка (магнитная рыбалка) Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается поймать столько рыбок, сколько слогов в слове, звуков в слове.
Капитошка (стаканчики с окрашенной водой с пипеткой) Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: цветными капельками «накапать»слово на салфетку (Синяя капля-согласный, красная – гласный).
Веселые горошины
Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: предложить ребёнку выбрать столько звучащих горошин, сколько слогов, звуков в слове.
Шарфы
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Ход игры: ребёнку предлагается послушать слово, выбрать длинный или короткий шарф, сложить его столько раз, сколько слогов , звуков в слове.
Весёлый букет (одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки)
Цель: развитие звукового анализа.
Ход игры: попросите малыша поставить столько цветов в вазу, сколько звуков в слове.
Список литературы:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.
Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии. /Л. С. Выготский. //Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1994. - С.145-173.
Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 112 с., ил.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего