Советы учителя-дефектолога

Авторский логопедический альбом по развитию слухового и фонематического восприятия

22.03.2021

Буклет: Дисграфия что это и методы для ее предупреждения

22.03.2021

советы дефектолога

А поможет в этом.......

учитель-дефектолог

Леленик Анна Юрьевна и
Рак Надежда Геннадьевна

 

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.

    Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»

К.С. Станиславский

 

Учитель - дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с нарушениями в развитии. Иными словами – это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений (в том числе и нарушениями речи) детей дошкольного возраста.

Основной целью  деятельности учителя-дефектолога в ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.

 

Нормы речевого развития детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет, 3-4 лет)

Речевое развитие детей 2-3 лет

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное – появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

  • . Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «юля» (юла), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

На пятом году жизни у детей отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделятьсущественные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания и к речи окружающих.

Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса.

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа:

Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова.   Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы.

Связная речь.Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать не только существительные и глаголы, но и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна в произношении. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Нормы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам- учителям - дефектологам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу – хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. 

 

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий государственного учреждения образования 

"Ясли- сад № 1 г. Фаниполя"

_____________ Е.А. Протасевич

«____»________________2021 г.

 

 

 

График проведения консультаций учителем- дефектологом Леленик А. Ю.

для родителей, законных представителей, по вопросам оказания

коррекционно- педагогической помощи детям дошкольного возраста в

2021/2022 уч. год.

 

№ п/п

Тема консультации

Дата проведения

1.

«Деятельность учителя- дефектолога в дошкольном учреждении образования, в чём она заключается».

 

06.09.2021

 

2.

«Инклюзивная культура в дошкольном учреждении образования».

 

04.10.2021

 

3.

«Артикуляционная гимнастика- залог успеха».

 

01.11.2021

 

4.

«Пальцы учат говорить».

06.12.2021

 

5.

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста».

03.01.2022

 

6.

«Особенности развития речи у мальчиков и девочек».

07.02.2022

 

7.

«Жевание пищи и развитие речи: как твёрдая пища развивает речевой аппарат ребенка».

07.03.2022

 

8.

«Двуязычие в семье».

04.04.2022

 

9.

 

«Речевая готовность ребёнка к школе».

 

02.05.2022

 

10.

Консультации по запросу родителей

 

ежемесячно

 

      Учитель- дефектолог                                     ______________ / А.Ю. Леленик /                        

 

                                

                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                               Заведующий государственного

                                                     учреждения образования

                                                                   «Ясли-сад № 1 г. Фаниполя»

                                                                   ___________ Е. А. Протасевич

                                                                   «____» ____________ 2021г

График проведения консультаций учителем-дефектологом Рак Н. Г.

для родителей, законных представителей, по вопросам оказания коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста в 2021/2022 уч. год.

 

п/п

Тема консультации

Дата проведения

1.

«Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом?»

06.09.2021

2.

«Советы по профилактике речевых нарушений у дошкольников»

04.10.2021

3.

«Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно»

 

01.11.2021

4.

«Правильно дышим – красиво говорим!»

06.12.2021

5.

«Пальчики помогают говорить!»

03.01.2022

6.

«Фонематический слух – основа правильной речи ребёнка-дошкольника»

07.02.2022

7.

«Игры по формированию грамматического строя речи у детей»

 

07.03.2022

8.

«Роль книги в речевом развитии детей»

04.04.2022

9.

«Если ребенок – левша!»

02.05.2022

 

Консультации по запросу родителей

ежемесячно

 

Консультации 1-й понедельник месяца 17.00 – 18.00

 

Учитель-дефектолог  _____________ /Н.Г. Рак/

 


Метки: рекомендации советы дефектолог родителям

Фонематический слух

Авторский блокнот учителей-дефектологов Рак Надежды Геннадьевны и Леленик Анны Юрьевны "Топ20 игровых упражнений на развитие моторики у детей с тёртой формой дизартрии"