Советы педагога-психолога

Дорогие уважаемые родители!

Мы рады, что вы посетили нашу страничку. Здесь вы можете найти ответы на некоторые, возникающие вопросы по воспитанию Ваших малышей. Мы будем рады если сможем Вам помочь.

Что такое психологическая служба в детском саду?

Основная цель психологической службы в системе образования - это обеспечение психического и психологического здоровья ребенка.

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающую адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Психолог в детском саду - это человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Основная задача психолога - обеспечить нормальное развитие ребенка исходя из закономерностей развития, помочь в создании необходимых для него условий.

Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Задачи психолога в детском саду условно можно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации».Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей.

Вторая группа - индивидуальная работа с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдений и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения к каждой группы определить особенности взаимоотношений воспитателя и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. К этой группе также относится задача определения готовности к обучению в школе и проведение соответствующей коррекционной работы.

В учреждении работает педагог-психолог Лепкович Евгения Леонидовна 

График работы педагога-психолога на 2024/2025 учебный год 

Понедельник: 9.00-10.00

Вторник: 11.00-18.00 (обед с 12.10 до 12.40)

Среда: 8.30-11.30

Четверг: 9.00-10.00, 15.00-18.00 (17.00-18.00 консультационный час для родителей воспитанников)

Пятница: 11.00-17.00 (обед с 12.10 до 12.40)

 

Адаптация ребёнка к детскому саду. Что делать родителям.

 

Адаптация ребенка к детскому саду.

Что делать родителям?

 

Адаптация к детскому саду - один из наиболее волнительных периодов в жизни малыша и его родителей. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, стресс испытывают все - сам малыш, мама и папа, и даже воспитатель. Но если педагоги знают, как вести себя с рыдающим при расставании малышом, то родители зачастую оказываются не готовы к капризам и истерикам ребенка и впадают в состоянии паники и полной растерянности. При этом именно от их поведения во многом зависит то, насколько быстро и успешно пройдет привыкание ребенка к условиям детского сада.

Вот несколько советов родителям о том, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду:

  1. Уделяйте больше внимания своему ребенку, говорите с ним, позвольте делиться своими чувствами и переживаниями.
  2. Вырабатывайте в себе терпеливость. Только терпение позволит вам спокойно реагировать на слезы и истерики малыша в адаптационный период.
  3. Проявляйте гибкость и стойкость, не реагируйте остро на капризы и слезы ребенка перед посещением детского сада. Такое поведение малыша нормально, он выражает свои эмоции, которые неизбежно появляются в новой для него обстановке. Всем своим видом показывайте, что всё хорошо, ничего страшного не произошло, чувствуйте это внутри себя. Мама не отдает малыша «незнакомой тете», а лишь оставляет его на время поиграть с другими детьми.
  4. Разговаривайте с воспитателем о ребенке, в присутствии малыша вместе с педагогом хвалите его за хорошо проведенный день в детском саду.
  5. Поиграйте с ребенком в игру «Детский сад», постарайтесь выяснить, что его волнует и тревожит. В игре малыш обязательно проявит свои настоящие чувства.
  6. Уладьте семейную ситуацию, решите семейные проблемыили на время оставьте их. В этот период ребенку нужен надежный тыл, дружная семья и доброжелательные близкие. Конфликты и семейные неурядицы оставьте на потом, не решайте их при ребенке, не выражайте свой гнев при малыше, не отзывайтесь негативно о ком-либо из родственников. Пусть малыш знает, что в семье все хорошо, все его любят и понимают. Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно решить свои внутренние проблемы или семейные конфликты, обратитесь за помощью к специалистам.

Удачи вам!

Педагог-психолог Лепкович Евгения Леонидовна 

Литература:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).
  2. Кузнецова, Г. Группа «Адаптация» - пространство счастливого детства / Г. Кузнецова, Т. Двуреченская, Г. Крысанова, Н. Соболева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 46-56.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ БЫСТРЕЕ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

БЫСТРЕЕ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

  1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
  2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щёчку, помахать ручкой), а также ритуал встречи.
  3. По возможности приводить малыша в садик должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
  4. Не обманывайте ребёнка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
  5. Разрешайте ребёнку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
  6. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.
  8. Не отучайте ребёнка от вредных привычек (сосание соски, качание) в адаптационный период.
  9. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  10. На время прекратите с ребёнком посещение многолюдных мест.
  11. Будьте терпимее к его капризам.
  12. Не пугайте, не наказывайте детским садом.
  13. Уделяйте ребёнку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
  14. Не скупитесь на похвалу.
  15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

    Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

 

Мудрые папы и мамы!

 

Период адаптации не самый легкий в Вашей жизни и жизни вашего малыша.

Вы наверняка будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме.

Со временем все наладится.

И в Ваших силах позаботиться, чтобы первая дорожка Вашего крохи не была тернистой.

Удачи Вам и педагогической грамотности.

 

 

Литература:

  1. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - №2. – С.58-60.
  2. Атякшева, Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009. – №1. – С. 52-63.
  3. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С.13-18.

Адаптация ребенка в детском саду

02.09.2024

Кризис 3-х лет: как быть и что делать?

02.09.2024

Особенности эмоционального состояния детей раннего возраста в период адаптации

02.10.2024

Дети ломают игрушки и рвут книжки. Рекомедации родителям и педагогам

30.09.2024

Дети ломают игрушки и рвут книжки. Рекомедации родителям и педагогам

Рекомендуется родителям или воспитателям понаблюдать, с какой целью ребенок разбирает, рвет или ломает игрушки. В статье – причины такого поведения и рекомендации, что делать с ребенком-разрушителем.

Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить свои потребности словами. Они ориентированы на импульс и движение, в момент которого случается конкретное действие, а опыт и осознание приходят после.

Выделим 6 основных причин, по которым ребенок может совершать разрушительные действия по отношению к предметам.

ПРИЧИНА 1

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

В возрасте от 3 до 5 лет дети проявляют исследовательский интерес к предметному миру – им хочется понимать, как все устроено. Самый простой и доступный способ – разобрать, испробовать, ощутить. Другого способа понять, за счет чего включается фонарик или из чего сделан прыгающий маленький мячик, у ребенка нет. Эта мысль движет любознательным дошкольником больше, чем осознание, что игрушка может сломаться. Поэтому фонарик может быть разобран на маленькие детали, а мячик просто надкусан.

Опыт сломанной игрушки ребенок получает уже после того, как достигнет удовлетворения от процесса исследования. В результате сломанная игрушка может расстроить ребенка не меньше, чем родителей, особенно если она была любимой.

Рекомендации родителям

Соберите вместе с ребенком игрушку, которую он разобрал. Предложите ему для изучения те игрушки, которые не жалко будет разобрать безвозвратно. Приобретайте любознательному ребенку познавательные материалы и игры. Посещайте вместе выставки, музеи, познавательные игровые площадки. Вовлекайте ребенка в практическую жизнь, где можно реализовать исследовательский интерес. Готовьте вместе, ремонтируйте, убирайтесь в квартире. Используйте больше игр с песком – ребенок сможет лепить, ломать, что-то закапывать в него и даже разрезать куличики.

Рекомендации воспитателям

Предложите любознательным детям занятия, на которых они могут самостоятельно разобрать и изучить, как что устроено. Это будет границей, где и когда возможно это делать для сохранности игрушек и других вещей. Попросите родителей принести те игрушки, которые дети на занятиях смогут разобрать и изучать. Сообщите детям, что чужие игрушки разбирать не следует. Относитесь с пониманием к особенностям этого важного периода – он является мотивацией к дальнейшему обучению.

ПРИЧИНА 2

ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА ЗЛОСТИ ИЛИ ОБИДЫ

Разрушать, ломать игрушки ребенок может в состоянии злости, обиды. Нужно понаблюдать, какая эмоция его сопровождает во время игры и в каком контексте. Например, если ребенок задумался и в этот момент сжал и скрутил игрушку, так что она сломалась, то это повод побеседовать с ребенком о том, что его беспокоит, или обратиться за помощью к психологу.

Используйте для диагностики агрессивного состояния ребенка проективные методики, через которые будет возможен диалог с дошкольником. Например, методика «Вулкан». Благодаря таким методикам ребенок сможет не только показать свое состояние, но и выразить его наружу безопасным способом.

Рекомендации родителям

Учите ребенка контролировать свои чувства, проговаривать эмоции. Ему важно понимать, что он чувствует, и выражать свои эмоции безопасным способом. Это поможет осознать переживания дошкольнику, а значит, лучше их контролировать.

ПРИЧИНА 3

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИГРУШКОЙ

Дошкольник, возможно, по каким-то причинам не может прямо сказать родителям, что ему не нравится игрушка, а другую родители не покупают. Самый действенный выход – сломать ее. Тогда есть вероятность, что родители купят новые игрушки, которые понравятся.

Рекомендации

Обратите внимание, есть ли у вас в семье психологическая свобода, когда ребенок может сказать, что игрушка ему не понравилась. Если это эмоционально наказуемо, например, чувством вины, стыдом, злостью или обидой – тогда ему приходится нести ответственность за ваши чувства, эмоции и отношение к нему. Позвольте ребенку иметь свои притязания, даже если они не совпадают с вашими.

ПРИЧИНА 4

НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ

Если ребенок хочет привлечь внимание родителя или педагога поломкой какой-либо вещи, то он сделает это, даже если его осудят за поступок. Возможно, дошкольник нуждается в общении, сочувствии, принятии и поддержке. И просто не знает другого способа, как это выразить.

Рекомендации родителям и воспитателям

Сформируйте у ребенка представление о способах, как начать общение. Например, расскажите, что он может сказать: «Давай поиграем», «Мне немного грустно, поговорите со мной», «Помогите, пожалуйста, справиться с этим заданием». Обращайте свое внимание на ребенка по своей инициативе, а не только когда ему надо выдумывать способы вас позвать.

ПРИЧИНА 5

  ИГРОВЫЕ ФАНТАЗИИ

Во время игры «понарошку» обычная кукла может превратиться в настоящего пациента, который потерял руку или ногу. В другой игре ребенок может инициировать автомобильную аварию, где ему будет важно внести реальную поломку двери и помять капот.

Рекомендации родителям

Подберите для таких ролевых игр недорогие игрушки. Не меняйте сразу сломанную игрушку на новую. Предложите ребенку совместно ее починить.

ПРИЧИНА 6

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Активные, легко раздражаемые дети с трудом сдерживают свои эмоции, когда у них что-то не получается. Они способны рассердиться и что-то разбить или разорвать.

Рекомендации родителям

Позвольте ребенку увидеть результат своих горячих эмоций. Предложите альтернативные способы вымещения своих чувств. Например, иметь под рукой специальную бумагу, которую можно порвать в случае неудачи и сильной злости на препятствие. Предложите ребенку обращаться за помощью к взрослому, когда у него что-то не получается. Станьте примером для ребенка по контролю и управлению своими чувствами. Воспринимайте яркие реакции ребенка-холерика спокойно, тогда и он быстрее успокоится.

 

 

Источник: Автор статьи Анна Бочарова

Справочник педагога-психолога. Детский сад / Июль 2018

свернуть

Как научить ребенка самостоятельно одеваться

30.09.2024

Как научить ребенка самостоятельно одеваться

 

Важность этого вопроса не только чисто практическая - человеку нужно учиться самообслуживанию. В этом деле есть и психологический аспект, чем раньше и успешнее ребенок осваивает мир предметов, учится в нем ориентироваться, тем он увереннее в себе и смелее. Тема самостоятельности значительно связана с уверенностью ребенка в себе.

Вопреки распространенному заблуждению, чтобы вырастить уверенного в себе человека, его не нужно беспрерывно хвалить! На уровень уверенности больше всего влияет уровень умений и самостоятельности ребенка.

Развитие способности действовать в мире вещей - важный элемент воспитания. В раннем возрасте, когда происходит обучение одеванию, главная задача ребенка – освоить свое тело, самообслуживание, владение предметами. И ее, к сожалению, часто подменяют искусственными задачами, связанными с навыками счета, чтения и прочими «достижениями» ребенка.

КОГДА НАЧАТЬ?

С самого раннего возраста нужно побуждать ребенка вам помогать его обслуживать и делать самостоятельные попытки одеться и раздеться. Так, например, снять носки вполне может и годовалый ребенок. Далее, ближе к двум годам у ребенка появляется естественный интерес к этим вопросам. Если его не гасить и давать ребенку время на эти манипуляции, интерес разовьется в умение. Но, многие родители делают ошибку, не давая ребенку самостоятельности (он криво все наденет). Все, что нужно родителю на этапах первых проб ребенка – предоставить ребенку достаточно времени и одежду.

Пробовать одеваться и раздеваться начинают все дети, этот интерес важно поддержать. Но если интерес вызвал нетерпение родителей или критику, то он может угасать, уступая место пассивности.

Чаще всего ребенок осваивает РАЗДЕВАНИЕ раньше, это вполне понятно: проще стянуть с себя нечто, чем ровно натянуть.

В начале имеет смысл покупать ребенку такую одежду, которую легко снимать и надевать, без мелких пуговок и сложных застежек, так малышу будет легче стартовать. Но важно не затянуть эту стратегию до выпускных классов школы, оберегая ребенка от излишнего напряжения. Дети уже к 5 годам могут вполне справляться со шнурками при необходимости.

Часто родители так волнуются, чтобы ребенка не перенапрячь, что долгое время одевают и раздевают его сами. Это может быть и в детсадовском возрасте, и даже в начальной школе. Если понаблюдать за родителями детей первых-вторых классов, вы увидите множество «помощи» детям. Это не только гасит фактические возможности ребенка по самообслуживанию, но и формирует определенные черты характера: пассивность, требовательность, неуверенность в своих силах.

К возрасту 3-4 лет ребенку желательно одеваться полностью самому, за исключением некоторых сложных вещей, которые одеваются с помощью взрослого.

Естественная жизнь ребенка, самообслуживание наилучшим образом и способствует развитию моторики. Застегнуть пуговки, красиво есть ложкой, нарезать салат под руководством мамы. Все эти дела не только развивают моторику, но и способствуют врастанию ребенка в жизнь семьи и естественный бытовой уклад. А искусственные занятия (поездки на «развивашки» в другой конец района) как раз отдаляют его от этого уклада.

Конечно, любые игры с куклами, пазлами, шнуровками также развивают мелкую моторику. Но она разовьется и без специальных приспособлений, так что какие – то особенные системы развития здесь избыточны. Моторика и глазомер отлично развиваются в таких любимых детьми занятиях, как рисование и лепка.

Помогайте ребенку развить навык одевания:

- Покажите ребенку «яркую сторону» одежды и объясните, что она любит быть на виду. А шовчики и бирочки, наоборот, любят прятаться.

- Играйте с ребенком, чтобы придать процессу чуть больше легкости.

Для маленького ребенка надеть штаны – целая задача! И это, действительно трудная задача, в которой участвует мозг, а не только руки.

Чтобы учиться одеваться правильно, можно устроить игру «Найди ошибку». Вы намеренно совершаете ошибки в одевании кукол, или в собственном туалете, или, одевая, ребенка. И предлагаете ребенку эти ошибки исправить.

Также можно одеваться наперегонки, на время, с закрытыми глазами, одной рукой и т.д. Дети любят такие игры и охотно в них вовлекаются, так процесс одевания (очень многими детьми нелюбимый!) становится веселее.

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОЦЕСС?

Первоначально у ребенка есть интерес к самостоятельности, он во всех отношениях стремится имитировать деятельность взрослого, тянется делать то, что делают другие. И если не прессовать ребенка излишней опекой, то родитель этот период обязательно заметит. На этом этапе ребенку нужно только дать свободу, предоставить пространство для активных экспериментов. То есть выдавайте ребенку одежду на 20 минут раньше, чтобы его не дергать! Если этот этап пройдет успешно, мотивировать ребенка специальными мероприятиями не придется, так как он естественно освоит одевание и не будет страдать от того, что это сделать сложно. Это превратится в легкий и незаметный навык.

Если этап естественного интереса пройдет не слишком успешно, например, родитель всегда спешит или не может выдержать неровно надетой одежды, или всегда вмешивается, стремится что-то подтянуть - поправить, или излишне руководит действиями ребенка, то естественный импульс ребенка к освоению самостоятельного одевания гасится. Ребенку не дается достаточно свободы, и он теряет активность, нередкий случай.

 В таких случаях, подойдет специальная мотивация ребенка: соревнования типа кто быстрее (только не с братьями и сестрами); одевания на скорость; одевания с закрытыми глазами и прочие игровые элементы, позволяющие придать процессу новую энергию. В целом легче успешно развить, чем потом исправлять. На исправление ситуации у родителей иногда просто не хватает сил.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ОДЕВАТЬСЯ?

Если ваш ребенок не хочет ни в какую одеваться, говорит, что это скучно и трудно, нужно смотреть шире. Проблема не столько в одевании, сколько:

  • в уже сформировавшихся чертах ребенка, которые только частными образом проявлены в одевании
  • в отношениях с родителями.

Этими вопросами и нужно заниматься, не зацикливаясь на идее одевания. Вообще большие трудности в таких бытовых вопросах, как одевание, еда, чистка зубов указывают на то, что методы родителей нуждаются в пересмотре, ребенок не принимает правил взрослых, правил семьи, а это тревожный знак.

Простые вопросы, так называемые бытовые мелочи влияют на ребенка гораздо больше, чем это кажется. Так, совершенно небезразличный вопрос, одевается ли ребенок сам, относит ли за собой тарелку, убирает ли кровать, говорит ли вам «спасибо», помогает ли по хозяйству. Нельзя игнорировать эти мелочи, думая о каких-то «серьезных» и важных вещах, типа удивительного творческого и интеллектуального развития ребенка или его будущего предназначения лидера. Характер и воля формируется именно в маленьких ежедневных делах, в требовательности к ежедневным обязанностям. А воля ребенка, способность собой управлять и себя направлять – единственный надежный залог будущего успеха.

 

Источник: Автор статьи Елизавета Филоненко https://mama-papa-help.ru/blog/blog-o-detyah.html?start

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

По материалам Ржеутскаой Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

О чем говорить с воспитателем?

Кризис 7 лет

Как формировать мотивацию к учению у ребенка?

Показатели окончания адаптационного периода у ребенка

Адаптация к детскому саду

Меню раздела