Важность этого вопроса не только чисто практическая - человеку нужно учиться самообслуживанию. В этом деле есть и психологический аспект, чем раньше и успешнее ребенок осваивает мир предметов, учится в нем ориентироваться, тем он увереннее в себе и смелее. Тема самостоятельности значительно связана с уверенностью ребенка в себе.
Вопреки распространенному заблуждению, чтобы вырастить уверенного в себе человека, его не нужно беспрерывно хвалить! На уровень уверенности больше всего влияет уровень умений и самостоятельности ребенка.
Развитие способности действовать в мире вещей - важный элемент воспитания. В раннем возрасте, когда происходит обучение одеванию, главная задача ребенка – освоить свое тело, самообслуживание, владение предметами. И ее, к сожалению, часто подменяют искусственными задачами, связанными с навыками счета, чтения и прочими «достижениями» ребенка.
КОГДА НАЧАТЬ?
С самого раннего возраста нужно побуждать ребенка вам помогать его обслуживать и делать самостоятельные попытки одеться и раздеться. Так, например, снять носки вполне может и годовалый ребенок. Далее, ближе к двум годам у ребенка появляется естественный интерес к этим вопросам. Если его не гасить и давать ребенку время на эти манипуляции, интерес разовьется в умение. Но, многие родители делают ошибку, не давая ребенку самостоятельности (он криво все наденет). Все, что нужно родителю на этапах первых проб ребенка – предоставить ребенку достаточно времени и одежду.
Пробовать одеваться и раздеваться начинают все дети, этот интерес важно поддержать. Но если интерес вызвал нетерпение родителей или критику, то он может угасать, уступая место пассивности.
Чаще всего ребенок осваивает РАЗДЕВАНИЕ раньше, это вполне понятно: проще стянуть с себя нечто, чем ровно натянуть.
В начале имеет смысл покупать ребенку такую одежду, которую легко снимать и надевать, без мелких пуговок и сложных застежек, так малышу будет легче стартовать. Но важно не затянуть эту стратегию до выпускных классов школы, оберегая ребенка от излишнего напряжения. Дети уже к 5 годам могут вполне справляться со шнурками при необходимости.
Часто родители так волнуются, чтобы ребенка не перенапрячь, что долгое время одевают и раздевают его сами. Это может быть и в детсадовском возрасте, и даже в начальной школе. Если понаблюдать за родителями детей первых-вторых классов, вы увидите множество «помощи» детям. Это не только гасит фактические возможности ребенка по самообслуживанию, но и формирует определенные черты характера: пассивность, требовательность, неуверенность в своих силах.
К возрасту 3-4 лет ребенку желательно одеваться полностью самому, за исключением некоторых сложных вещей, которые одеваются с помощью взрослого.
Естественная жизнь ребенка, самообслуживание наилучшим образом и способствует развитию моторики. Застегнуть пуговки, красиво есть ложкой, нарезать салат под руководством мамы. Все эти дела не только развивают моторику, но и способствуют врастанию ребенка в жизнь семьи и естественный бытовой уклад. А искусственные занятия (поездки на «развивашки» в другой конец района) как раз отдаляют его от этого уклада.
Конечно, любые игры с куклами, пазлами, шнуровками также развивают мелкую моторику. Но она разовьется и без специальных приспособлений, так что какие – то особенные системы развития здесь избыточны. Моторика и глазомер отлично развиваются в таких любимых детьми занятиях, как рисование и лепка.
Помогайте ребенку развить навык одевания:
- Покажите ребенку «яркую сторону» одежды и объясните, что она любит быть на виду. А шовчики и бирочки, наоборот, любят прятаться.
- Играйте с ребенком, чтобы придать процессу чуть больше легкости.
Для маленького ребенка надеть штаны – целая задача! И это, действительно трудная задача, в которой участвует мозг, а не только руки.
Чтобы учиться одеваться правильно, можно устроить игру «Найди ошибку». Вы намеренно совершаете ошибки в одевании кукол, или в собственном туалете, или, одевая, ребенка. И предлагаете ребенку эти ошибки исправить.
Также можно одеваться наперегонки, на время, с закрытыми глазами, одной рукой и т.д. Дети любят такие игры и охотно в них вовлекаются, так процесс одевания (очень многими детьми нелюбимый!) становится веселее.
КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОЦЕСС?
Первоначально у ребенка есть интерес к самостоятельности, он во всех отношениях стремится имитировать деятельность взрослого, тянется делать то, что делают другие. И если не прессовать ребенка излишней опекой, то родитель этот период обязательно заметит. На этом этапе ребенку нужно только дать свободу, предоставить пространство для активных экспериментов. То есть выдавайте ребенку одежду на 20 минут раньше, чтобы его не дергать! Если этот этап пройдет успешно, мотивировать ребенка специальными мероприятиями не придется, так как он естественно освоит одевание и не будет страдать от того, что это сделать сложно. Это превратится в легкий и незаметный навык.
Если этап естественного интереса пройдет не слишком успешно, например, родитель всегда спешит или не может выдержать неровно надетой одежды, или всегда вмешивается, стремится что-то подтянуть - поправить, или излишне руководит действиями ребенка, то естественный импульс ребенка к освоению самостоятельного одевания гасится. Ребенку не дается достаточно свободы, и он теряет активность, нередкий случай.
В таких случаях, подойдет специальная мотивация ребенка: соревнования типа кто быстрее (только не с братьями и сестрами); одевания на скорость; одевания с закрытыми глазами и прочие игровые элементы, позволяющие придать процессу новую энергию. В целом легче успешно развить, чем потом исправлять. На исправление ситуации у родителей иногда просто не хватает сил.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ОДЕВАТЬСЯ?
Если ваш ребенок не хочет ни в какую одеваться, говорит, что это скучно и трудно, нужно смотреть шире. Проблема не столько в одевании, сколько:
- в уже сформировавшихся чертах ребенка, которые только частными образом проявлены в одевании
- в отношениях с родителями.
Этими вопросами и нужно заниматься, не зацикливаясь на идее одевания. Вообще большие трудности в таких бытовых вопросах, как одевание, еда, чистка зубов указывают на то, что методы родителей нуждаются в пересмотре, ребенок не принимает правил взрослых, правил семьи, а это тревожный знак.
Простые вопросы, так называемые бытовые мелочи влияют на ребенка гораздо больше, чем это кажется. Так, совершенно небезразличный вопрос, одевается ли ребенок сам, относит ли за собой тарелку, убирает ли кровать, говорит ли вам «спасибо», помогает ли по хозяйству. Нельзя игнорировать эти мелочи, думая о каких-то «серьезных» и важных вещах, типа удивительного творческого и интеллектуального развития ребенка или его будущего предназначения лидера. Характер и воля формируется именно в маленьких ежедневных делах, в требовательности к ежедневным обязанностям. А воля ребенка, способность собой управлять и себя направлять – единственный надежный залог будущего успеха.
Источник: Автор статьи Елизавета Филоненко https://mama-papa-help.ru/blog/blog-o-detyah.html?start