скоро в школу

Простые способы подготовки руки к письму

Консультации

Что значит "Быть готовым к школе"?

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А.

А чтобы быть готовым всему этому научиться, будущий первоклассник должен быть здоров. Многие родители перед поступлением ребенка в школу думают лишь о том, умеет ли ребенок читать, писать и считать. Но редко кто думает о здоровье ребенка.

Успешный ребенок - здоровый ребенок.

       Медики, педагоги, психологи утверждают, что начало обучения в школе является серьезным физическим и психологическим испытанием для любого ребенка. По статистике многие дети получают проблемы со здоровьем именно в первом классе. Учебные программы очень насыщены, впереди — напряжѐнная умственная работа. Пропустит малыш пару недель по болезни — значит, потребуется много труда и сил, чтобы догнать ушедших вперѐд одноклассников. Поэтому еще до начала учѐбы укрепляйте здоровье будущего ученика.

     Родители должны обратить внимание на физическое, психическое, духовное и социальное здоровье детей. Нужно обратить внимание на режим дня, на питание детей, прививать полезные привычки, по возможности оборудовать спортивный уголок, проводить процедуры закаливания, учить детей вести здоровый образ жизни. Какой же он, наш первоклассник? На седьмом году происходит бурный рост детского организма. За год ребенок вырастает в среднем на 5-8 см, поправляется на 3-4 кг! К семи годам рост мальчиков колеблется от 120 до 130 см, девочек — от 115 до 130 см. Мальчик может весить от 22 до 30 кг, а девочка — от 20 до 28 кг. Дети становятся более ловкими, активнее двигаются, могут долго ходить пешком, шаги при этом равномерны, ритмичны, руки и ноги при ходьбе двигаются в такт. А как быстро могут бегать дети! Улучшается координация движений, их чѐткость. Ребенок уже может точно попадать при метании в цель.

     Очень внимательно нужно следить за осанкой ребѐнка. И во время занятий, и во время игры, и за столом не забывайте напоминать ребѐнку, как правильно сидеть за столом. В школе учитель будет приучать детей правильно сидеть во время урока, поэтому и дома проводите ту же политику, особенно обращайте внимание на то, чтобы спина ребѐнка, когда он сидит, касалась спинки стула, предплечья свободно лежали на столе. Прежде всего у ребѐнка должен быть свой собственный стол, который будет выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 см. Слишком низкий стол приведет к нарушению осанки, высокий — к искривлению позвоночника. Для ног приобретите подставочку, потому что согнутые в коленках ноги сидящего за столом ребѐнка должны упираться в нее или в перекладину стола, но перекладины имеются далеко не во всех столах. Учтите, что выполнение домашних заданий будет отнимать у ребѐнка достаточно времени, сидеть за столом придѐтся подолгу, поэтому со всем вниманием отнеситесь к оборудованию рабочего места первоклассника!

     Дневной свет должен падать слева, тогда тень от руки не будет лежать на тетради, слева поставьте и настольную лампу, свет не должен рассеиваться — приготовьте лампу с «глухим» абажуром. Мощность лампочки должна быть 40-60 ватт. Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до тетради или книги? Кончики пальцев руки ребѐнка, поставленной на локоть, должны свободно доставать до виска — при соблюдении этих параметров зрительное утомление будет минимально. Для ношения школьных принадлежностей лучше подберите рюкзачок — его ребенок носит за плечами, это вырабатывает правильную осанку и развивает грудную клетку. Руки, оставаясь свободными в таком положении, легче удерживают равновесие. Ребѐнку легко идти, легче дышится.

      В течение последнего дошкольного года постарайтесь создать для будущего ученика режим, близкий к школьному. Особенно это касается времени, отводимого на сон. Запомните: чем дольше ребенок сохраняет полезную привычку спать днем, тем лучше для его физического и психологического здоровья. Продолжительность такого сна не важна (достаточно и получаса), важен сам факт того, что в течение дня ребенок имеет возможность отдохнуть и восстановиться. Поэтому как бы ни был велик соблазн позволить ребенку в выходной день выбиться из режима, разрешить ему поздно ложиться и поздно вставать, заботливый родитель все-таки не должен этого делать. Ведь, проснувшись в полдень, малыш уже не захочет ложиться спать днем. В идеале в 21–22 часа ребенок должен быть уже в постели. Перед сном можно поиграть с ним в спокойные игры или почитать книжку.

       Мамы и папы, настройте ребенка на доброжелательное отношение к школе, учительнице, одноклассникам. Не пугайте школой и учительницей! Пусть начало обучения в первом классе будет для ребенка не чем-то страшным и пугающим, а долгожданным посильным трудом. Приготовьте его к трудностям и неудачам. Внушите будущему первокласснику, что не у всех и не всегда все получается с первого раза и вселяйте уверенность ребенка в свои силы. Для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы и успех не заставит себя ждать!

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педаго­ги утверждают, что знания — это не цель, а средство раз­вития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, ана­лизировать. Поэтому самым важным элементом подго­товки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои дей­ствия общему правилу (например, читать книгу сидя, со­блюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), вниматель­но слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литерату­ру; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развиваю­щие задания. Например, для лучшего ориентирования ре­бёнка в пространстве эффективны следующие задания:

— Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

— Найди на верхней полке третью книгу, считая спра­ва налево.

— Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

 Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, ри­сования, штриховки, конструирования из различных дета­лей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному ре­жиму  рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигие­нические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно оде­ваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать по­рядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учитель­ница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.

М

Источник: Чистякова О. В. Памятки для родителей младших школьников –

О.В. Чистякова. -Издательство: Литера, 2009 г

свернуть

Адаптация первоклассников к школе

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

  1. Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Большинство (56%) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей (30%) нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным». Третья группа (14%) – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

КАК ПОМОЧЬ..?

Самое элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата.  Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

НЕЛЬЗЯ:

  • Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
  • Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

БОЛЬШЕ ДВИЖЕНИЙ.

От деятельности мышц напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол - и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. Поэтому, если ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если уроки еще не сделаны, ведь здоровье дороже! Педиатры и детские невропатологи считают, что ребенок должен активно двигаться 3-4 часа. Если ваш ребенок не очень любит уличные «гонки», можно записать его в бассейн или спортивную секцию. Специальные исследования показали, что у школьников, которые ежедневно занимаются физическими упражнениями, много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц. Влияет это и на обмен веществ. 

НЕЛЬЗЯ:

  • Лишать игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  • Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  • Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ.

Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы или переезд в другой город. У вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит. 

КАК ПОМОЧЬ...?

  • Во-первых, важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
  • Во-вторых, уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для него. Внимание - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что, Репку читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».

НЕЛЬЗЯ:

  • Требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности;
  • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • Ругать ребёнка перед сном;
  • Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  • Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

                    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.

  1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
  3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов. 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
свернуть

Как помочь школьнику справиться со стрессом в адаптационный период?

Поступление в школу — это стресс для ребёнка. Чтобы безболезненно пережить вместе с ним этот жизненный этап, попробуйте использовать следующие приёмы:

  1. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», приготовьте что-нибудь вкусненькое на завтрак, собирайтесь в школу без суеты.
  2. Ласково, без нравоучений проводите малыша в школу. Покажите ему путь от дома до школы. Но помните:

САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ — НЕ ЗНАЧИТ САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ!

  1. Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно (без вас) несколько часов. Расспросите о школьных делах, похвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если ребёнок поначалу не будет много рассказывать о школе. Столько эмоций, впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь объём новой информации.
  2. Если появились первые трудности, будьте щедры на похвалу, а не на критику. Замечание делайте конкретное и ни в коем случае не касайтесь личности ребёнка. Малыш должен быть уверен, что вы его любите не за хорошую учёбу, а за то, что он есть на свете.
  3. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой самооценки или к озлоблению.
  4. Если учитель предъявляет претензии к вашему ребёнку, не объединяйтесь с ним против малыша. Не ругайте его в школе, при одноклассниках, а позже дома спокойно объясните ему, в чём он не прав.
  5. Не позволяйте ребёнку замыкаться на школьных неудачах. Постоянно подчёркивайте важность не отметки, а самого процесса обучения, познания нового и интересного. Найдите такую форму деятельности вне школы, где ваш ребёнок сможет проявить свои способности, обретёт уверенность в себе.
  6. Обязательно найдите общий язык с учителем, старайтесь как можно чаще общаться с ним, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребёнка в школе. Избегайте обвинений, агрессии.

Помните — только доброжелательный тон, такт и терпение!

свернуть

В школу без негатива

В школу без негатива

Подготовка ребёнка к школе – одна из самых стрессовых, тяжёлых как морально, так и финансово ситуаций в семье. Избежать её не получится, ведь без нужной подготовки чадо не сможет получить необходимые знания, установить благоприятный климат в коллективе, социализироваться и построить своё будущее. Так как же максимально подготовить малыша к школе? Что нужно сделать, чтобы он нормально отправился в первый класс?

Будь готов

За пару месяцев до дня «Х» родители начинают судорожно закупаться всем необходимым: ручками, тетрадями, дневниками, рюкзаками, забывая при этом о главном – психологической готовности ребёнка. А ведь именно по ней можно определить, надо ли ещё потерпеть год. Для этого нужно учитывать четыре её основных компонента.
• Интеллектуальную готовность. Для освоения учебной программы должны быть сформированы наглядно-образное и понятийное мышление. Малыш должен уметь принять некую задачу как учебную, выделить её и превратить в самостоятельную цель деятельности.
• Личностная (в т.ч. мотивационная) готовность. Иначе у ребёнка не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно преподносят ему учителя, а затем ещё и выполнять учебные задания.
• Социально-психологическая готовность. Должна быть сформирована сфера отношения ко взрослым, сверстникам, а также к самому себе.
• Готовность эмоционально-волевой сферы. В этот период возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям, меняется самосознание, в т.ч. и самооценка, а в поведении появляется произвольность, осваивается функция планирования собственной деятельности.

Правило двух «НЕ»

Следующий шаг – соблюдение правила двух «НЕ», или то, чего не стоит делать с детьми за несколько месяцев до 1 сентября:
1. Не нужно «доподготавливать» ребёнка к школе. Не надо читать, писать с ним каждый день, заставлять его что-либо учить. Дайте малышу почувствовать лето, отдохнуть как следует, ведь впереди его ждёт долгий и тяжёлый путь. Школа возьмет его в свои объятия и не отпустит целых 11 лет! Поверьте, он помнит, как писать и читать, просто не хочет сейчас этим заниматься. Если настойчиво просить чадо что-либо сделать, то у него может заложиться негативная установка, что «школа – это когда мама или папа постоянно требуют от меня то, чего я не хочу». Поэтому следует хорошенько повеселиться с ним оставшиеся пару месяцев и смело прийти первого сентября в школу отдохнувшим и весёлым!
2. Не обещать, что школа будет праздником. Не стоит рассказывать ребёнку о том, чего не будет, не обманывайте его. Для кого-то школа – это удивительно, весело и прекрасно, а для других – кошмар. Так всегда было, есть и, к сожалению, будет. Поэтому если для родителей школа была прекрасным местом с приятными переживаниями, то следует лишь сказать, что им понравилось туда ходить, но не более.

Ура, в школу!

Каждой маме и папе хочется, чтобы школа стала для их ребёнка чем-то значительным, радостным, тем более это очень длительный период. Поэтому этому событию нужно придать значимость, чтобы чадо ждало его с нетерпением. А для этого надо правильно начать.
1. Повысьте статус ребёнка. Скажите ему, что теперь он вырос, для него открываются новые дороги, на него возлагается ответственность, ведь теперь он не просто беззаботный малыш, а ученик. Устройте по этому поводу вечеринку, праздник, превратив этот день в памятное событие!
2. Устройте школьный шопинг. После вечеринки можно отправиться за школьными покупками, пусть ребёнок сам выбирает то, что ему понравится. Это закрепит начало совсем нового этапа в его жизни, что также будет очень приятно для него.
3. Укрепите иммунитет чада. Крайне важным является забота о здоровье малыша. Оказавшись в школе, ему придётся встретиться с десятками новых детей из разных семей, у которых разная микрофлора, поэтому иммунитет ребёнка будет подвержен серьёзному испытанию. Иммунитет не формируется за один день, поэтому задуматься о нём надо заранее. За несколько месяцев до первого сентября нужно начать фундаментально поддерживать иммунную систему. Например, если малыш получает витамины и пищевые добавки, то самое время переходить на ежедневные порции. А если родители считают, что полезные вещества и микроэлементы добирать нужно только овощами и фруктами, то их количество необходимо увеличить в 2–3 раза, но только тех, которые хочет чадо, чтобы оно получало от этого удовольствие. Также нельзя забывать о спорте и свежем воздухе, ведь ничего так не укрепляет организм, как весёлые физические нагрузки всей семьёй.
4. Приучите ребёнка к новому режиму. Школа – это режим. Режим определённого засыпания и пробуждения, нагрузок, которые малыш будет нести в течение длительного времени. И если сейчас он просыпается позже, чем в момент, когда ему придётся вставать в школу, то следует потихоньку приучать его вставать раньше на 10–15 минут и на это же время раньше ложиться спать. В этом случае у него не будет проблем с пробуждением к моменту начала школьных будней, он спокойно выдержит тот режим, в который попадёт, ведь тот будет уже привычным.

А если надоело?

Часто случается, что интерес к обучению у ребёнка со временем пропадает, ему становится тяжело, рутина выматывает, что негативно сказывается на физическом и психологическом здоровье. Как же помочь не потерять интерес к школе?

Чтобы не дать угаснуть увлечению школой и обучением, родителям необходимо быть очень внимательными к самочувствию чада каждое утро, когда он просыпается. Бывает, у некоторых детей к концу сентября обнаруживается некоторая усталость, пропадает пыл, ребёнок просто-напросто не хочет вставать, идти на занятия, ему тяжело, он нуждается в отдыхе. Многие родители боятся, если он пропустит хоть день, то ему трудно будет нагнать информацию. Однако это совсем не так, ведь самое важное – не упустить желание ходить в школу. Есть несколько способов вернуть чаду учебный задор.
• Прогуляйте вместе первый урок. Можно предложить поехать выпить молочный коктейль или вкусно покушать в кафе, а ко второму уроку вернуться. Малыш обрадуется, у него поднимется настроение, восполнят энергию, поэтому он с радостью вернётся на занятия, не пропустив при этом слишком много новой информации.
• Сделайте дополнительные выходные. Например, установить правило, что 3 дня в месяц, которые ребёнок выбирает сам, ему разрешается оставаться дома. На качество обучения и успеваемость это никак не повлияет, ведь дополнительный выходной подарит некую свободу и поможет быстрее восстановиться, отдохнуть и с новыми силами взяться за учёбу. С таким правилом детям не придётся придумывать причины, в частности различные болезни, чтобы улизнуть с уроков. Дети разные: для одних темп с понедельника по пятницу – это великолепно, а кому-то – невыносимо. Поэтому и время на восстановление требуется разное.

Родители редко глубоко задумываются, что школьный период – это долго, что это целых 11 лет! Им хочется, чтобы дети хорошо учились, но ведь за этот огромный промежуток времени будет столько взлётов и падений! И если сейчас спросить любого человека «Как ты проведешь ближайшие 11 лет своей жизни?», то вопрос поставит его в тупик, ведь он не знает, с чем может столкнуться, и особенно не знают этого дети. А родители зачастую самая важная поддержка для ребёнка, поэтому нужно обязательно верить своему малышу, внимательно относиться к его словам, давать определённую свободу. Тогда школа принесёт максимальный результат, а чадо выйдет человеком, который будет хотеть совершать что-то новое и интересное.

(по материалам журнала "Здоровый образ жизни")

свернуть

Почему ребенок хочет учиться: мотивация школьника

Почему ребенок хочет учиться: мотивация школьника

 

Помогают школьникам учиться два вида мотивов: это социальные и познавательные мотивы. 

Социальные (межличностные) мотивы отвечают потребностям ребенка в том, чтобы гармонично общаться с окружающими, чтобы его одобряли учителя, родители, сверстники, в том, чтобы занять в обществе определенное место. 

Социальные мотивы подразделяются на узкие мотивы и более широкие. К широким мотивам, которые уже знакомы младшему школьнику, относятся желания стать «культурным», «образованным», получить впоследствии достойную работу. Однако, эти мотивы не являются значимым двигателем деятельности в младшем школьном возрасте. Ребенок, знает, конечно, что надо хорошо учиться, чтобы потом найти хорошую работу, но что такое для ребенка «хорошая работа»? С позиции его опыта, как правило, лишенного настоящих тягот жизни, это пустой звук, ребенок никак не понимает, какие трудности его ждут, если не будет хорошей работы, а будет плохая (пресловутый "дворник"). Он может повторять за взрослыми, что надо хорошо учиться, чтобы зарабатывать деньги или иметь уважение окружающих, но эти понятия не доступны ему в должной мере из-за узости его опыта. Кроме того, все эти привлекательные перспективы бесконечно далеки от него по времени и никак не влияют на желание делать те усилия в учебе, которые требуются сегодня. Широкие мотивы в лучшем случае как-то осознаются школьником (и это основа для более глубокого развития этих мотивов), но они не являются двигателем его деятельности. Ребенок не сядет за тетрадки и не пойдет учить стихи с мыслью, что через 15 лет у него будет хорошая должность. 

Родители, наоборот, любят обращаться именно к широким мотивам, пытаясь пробудить ребенка к учебной работе. 

«Ты что, хочешь дворником быть!?», 

«Ну, давай, бездельничай, как раз грузчиков стране не хватает!».

В зависимости от социального статуса самих родителей примеры тех «ужасов», которые могут случиться с ребенком, который учиться не хочет, могут быть разными. Кто-то обращается к старому верному «дворнику», а кто-то пугает детей перспективой пополнить «офисный планктон». 

Такие аргументы не работают, да и сами родители это знают!

Другой вид мотивов – узкие личные мотивы, потребность чувствовать себя комфортно в текущей ситуации школьной жизни. Это желание получить хорошую оценку, избежать порицания учителя, занять уважаемую позицию в школьном коллективе, снизить чувство тревожности на уроке. Эти мотивы более актуальны, они в большей степени могут управлять поведением младшего школьника. Ребенок скорее организуется для домашней, например, работы, опасаясь того, что ему завтра поставят плохую оценку. Эта мотивация не универсальна, она действует далеко не на всех школьников, но она существует. 

Мотивация эта имеет одну коварную особенность. Для того, чтобы достигать целей комфортного существования в школьной жизни вовсе необязательно действительно хорошо учиться. Благодаря этой мотивации, потребности в комфортном самоощущении дети постепенно учатся имитировать учебную деятельность и находить путь наименьшего сопротивленияЭто нормальный процесс адаптации к условиям жизни, но познавательной деятельности он вредит. Так, ребенок может научиться ловко списывать, завести приятельские отношения с отличником, чтобы помогал с домашней работой, понять в какой момент спрашивать не будут и можно уроки не учить, научиться говорить пустые «умные» фразы при ответах. То есть он обучается жить в школе комфортно (что в целом тоже полезно), но его деятельность по освоению учебных предметов может сильно хромать. 

Достижение социальных целей у людей (детей в том числе) связано с результатом работы, тем к чему ты пришел в итоге какого - то этапа своей деятельности. Социальные мотивы важны, но их недостаточно для успешного обучения.  Другой важный вид мотивов – познавательные мотивы, потребность в интеллектуальной деятельности, удовольствие от самого процесса познания. Ребенок хочет учиться еще и потому, что он получает удовольствие от самого процесса обучения, ему интересно узнать новое или решить задачу. Этот вид мотивов выражен у детей в разной степени.

Без познавательного мотива нельзя учиться успешно, как бы сильна не была потребность в одобрении окружающих. Однако, и одного интереса недостаточно, чтобы удерживать хорошую успеваемость. Школа – это система принудительной передачи знаний детям. Никто не спрашивает их, что им интересно изучать, а что нет. Не нужно питать иллюзий, что ваш ребенок по всем предметам будет учиться с одинаково высоким интересом. Как бы развит у ребенка не был познавательный мотив, он не сможет испытывать интерес каждый час школьного обучения, ко всем без разбора предметам. В школе будет и скука, и рутина, и неприятные обязанности, которые надо выполнять. Система массового образования не может обеспечить индивидуального подхода к каждому ученику, подстроиться именно под его особенности. 

Для успеха в обучении нужно сочетание социальных мотивов (ориентация на результат, одобрение окружающих) и познавательных мотивов (удовольствие от интеллектуальной деятельности).  Это похоже на две ноги человека, без одной из опор (познавательного или социального мотива) ребенку трудно будет успешно учиться.

свернуть

Что делать, если ребёнка обижают одноклассники?

Что делать, если ребёнка обижают одноклассники?

 

Если обида, нанесённая вашему ребёнку, была единичной, то постарайтесь не вмешиваться в конфликт. Подскажите сыну или дочери, как помириться с одноклассниками, и пусть дети попробуют сами решить эту проблему.

Если же вашего ребёнка дети обижают постоянно (обзывают, толкают, провоцируют на драку) и сам он не в состоянии справиться с данной проблемой, начинайте принимать меры. В первую очередь поговорите с учителем, выясните причину конфликта. Может быть, учитель, поговорив с ребятами, сможет разрешить их конфликт.

Также попробуйте поговорить с родителями обидчиков (только предварительно согласуйте это с учителем). В разговоре сохраняйте терпение и доброжелательный тон. Помните, что вы не имеете права выяснять отношения с чужим ребёнком, тем более угрожать ему. Хорошо, если бы дети вообще не были в курсе «выяснения отношений» между взрослыми.

 ОШИБОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА

Буллинг – это явление, с которым каждый ребёнок хотя бы раз сталкивался в школе. Справиться с травлей в одиночку практически невозможно, а потому очень важно, чтобы ребёнок, который стал жертвой или свидетелем буллинга, рассказал об этом родителям, учителю или школьному психологу. Но часто взрослые не знают, как реагировать и оказываются не готовы помочь. Некоторые советы не только не исправят ситуацию, но сделают её ещё хуже. Перед вами ряд фраз, которые бесполезны и даже опасны в ситуации буллинга.

«Ты сам виноват», «Ищи причину в себе», «С тобой что-то не так», «Тебе надо измениться», «Ты просто слишком или недостаточно умный, сильный, крутой».

Очень часто взрослые перекладывают ответственность за травлю на самого пострадавшего. На самом деле, жертвой буллинга в определённых условиях может оказаться буквально любой ребёнок независимо от его пола, внешности, характера, силы, интересов, школьной успеваемости и материального благополучия семьи. Травля – это проблемы группы (класса), а не одного ребёнка. Когда родители предлагают пострадавшему ребёнку подумать о том, почему он сам может быть в этом виноват, они убеждают его в том, что с ним действительно что-то не так, а значит всё происходящее в школе в общем и целом закономерно. В результате ребёнок «находит» в себе те самые недостатки и привыкает к тому, что его за это можно травить.

Действительно, можно выделить некоторые личностные особенности, которые характерны для детей, подвергающихся травле, но в ситуации буллинга искать и разбираться с ними – это не первоочередная задача. Пострадавшего необходимо «достать» из ситуации буллинга, и только потом психолог может начать с ним работать. Во время травли родители, учитель или психолог должны сделать только одно: её остановить.

«Не обращай внимание», «Игнорируй обидчика, и он отстанет».

Пожалуй, это один из наиболее частых советов, которые слышат дети в ответ на рассказ о том, что их обижают в классе. Его нельзя использовать сразу по двум причинам. Во-первых, он формирует у ребёнка неправильное представление: «мне плохо, но я должен не обращать на это внимание, молчать и делать вид, что всё в порядке». Во-вторых, эта схема в ситуации буллинга срабатывает далеко не всегда. Обидчик выбрал себе объект для травли и не получив желаемой реакции, может обратиться к ещё более жестоким и травмирующим способам.

«Научись давать отпор», «Будь сильнее и дай сдачи».

Если задуматься, такие советы абсолютно нелогичны при травле: даже если ребёнок сможет дать сдачи и окажется сильнее обидчика, проблема насилия никуда не исчезнет, сменятся только роли. Представьте, что все родители посоветуют детям решать проблемы силой, чем это закончится?

Кроме того, буллинг предполагает неравенство сил. В большинстве случаев пострадавший просто не сможет противостоять более сильному обидчику или целой группе. В тоже время нужно понимать, что уставший от травли ребёнок в порыве отчаяния может нанести преследователю действительно серьёзные повреждения.

«Не ябедничай», «Ты должен справиться сам», «Не хочу вырастить из тебя маменькиного сынка».

Мы очень волнуемся за то, чтобы наш ребёнок вырос самостоятельным и готовым за себя постоять. Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но травля это — не тот случай. Оставлять ребёнка один на один с ситуацией буллинга недопустимо. Травля влияет на все аспекты жизни пострадавшего. Ребёнок постоянно испытывает стресс и тревогу, лишается социальной поддержки, теряет доверие к окружающим и самому себе. Пытаясь защититься, пострадавший часто закрывается, и его поведение начинает производить отталкивающее впечатление. В таких условиях ребёнок и сам начинает верить, что он заслуживает травли. Как видите, у пострадавшего просто не остаётся ресурсов и сил, чтобы самостоятельно справиться с проблемами. Когда у ребёнка есть возможность отстоять себя, буллинг просто не возникает. Более того, даже обладая целым арсеналом средств «психологической защиты» справиться с буллингом в одиночку практически невозможно. Ребёнок нуждается во взрослом, и задача родителя серьёзно отнестись к ситуации, обеспечить ему чувство защищенности и направить все силы на помощь.

«Попробуй договориться с обидчиком», «Заслужи его симпатию, сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться», «Подружись с обидчиком».

Буллинг – это спланированное издевательство над заведомо более слабым. Обидчик целенаправленно приносит страдания другому и вовсе не хочет останавливаться. Чтобы не делал в такой ситуации пострадавший, как бы он не пытался понравиться обидчику, последний всегда найдет за что «зацепиться», чтобы продолжить травлю. Такой совет не остановит агрессора, которому нравится издеваться, а попытки пострадавшего подружиться, могут лишь раззадорить его.

«Лучше не лезь, а то и тебе достанется».

Возможно, такой совет поможет на время обезопасить вашего ребёнка от определённых проблем, но задумайтесь, какими будут последствия? Негативное влияние буллинга сказывается не только на пострадавшем и обидчике, но и на свидетелях насилия. Дети, которые регулярно наблюдают травлю, испытывают ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее, а также страх оказаться на месте жертвы.

Такая позиция взрослых формирует эгоизм и толерантность к агрессии и насилию у детей («раз взрослые не реагируют на это, значит это нормально»). Ребёнок понимает, что взрослые сами боятся, а окажись он на месте пострадавшего, ему тоже никто не поможет.

Это вовсе не значит, что нужно учить ребёнка в любой ситуации бросаться на защиту пострадавшего даже ценой своего здоровья. Важно, чтобы ребёнок понимал, что о травле нельзя молчать, сообщать об этом не стыдно, а став свидетелем насилия необходимо немедленно привлечь внимание взрослого, который поможет его остановить.

«Дети всегда обзывались», «Опять подрались – подумаешь, это же дети». «Сами разберутся».

Прежде всего, родителям и учителям важно научиться отличать детские ссоры и конфликты от буллинга. Действительно, конфликт – это нормальный этап развития группы, и часто в итоге он даже больше сплачивает детей (хотя и здесь иногда необходима помощь взрослого для его успешного разрешения). Буллинг же – это целенаправленное, длительное, повторяющиеся действие, в котором пострадавший ощущает себя беспомощным, а обидчик получает удовольствие. Здесь нужно понимать, что травля – это патология развития группы, и её, в отличие от конфликта, можно только прекратить, но не разрешить. При этом самостоятельно разорвать круг насилия ребёнок, как правило, не может. Да, дети часто ссорятся, обзываются, даже дерутся и могут справиться с этим сами, но буллинг – это опасное и сложное явление, остановить которое поможет только вмешательство взрослых.

«Не буду вмешиваться, а то только хуже сделаю».

Это в корне неверная политика. Хуже вы сделаете как раз тем, что никак не отреагируете. Только представьте, ребёнка ежедневно обижают в школе, ему плохо, стыдно и одиноко, и он идёт за помощью к самому близкому человеку, а тот отмахивается, не воспринимает это всерьёз, делает вид, что всё в порядке, предлагает ему разобраться самостоятельно или переждать. В ситуации, когда все и так против тебя, отказ родителей в помощи или их бездействие – настоящий удар для ребёнка («если даже родители не знают, как мне помочь, значит, травлю никак не остановить, и это будет продолжаться», «если даже родители не захотели мне помочь с травлей, значит, я действительно заслуживаю этого»).  

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН РАССКАЗАЛ ВАМ О БУЛЛИНГЕ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ЕМУ ПОМОГАТЬ.

«Молодец, что рассказал мне об этом, спасибо», «Я обязательно тебе помогу, вместе мы со всем справимся».

Прежде всего, постарайтесь обуздать свои эмоции и овладеть собой. Возможно, вам захочется кричать, бежать разбираться с обидчиком, ругать ребёнка за то, что он долго это скрывал, возмущаться работой школы и учителей, но важно взять себя в руки и поддержать ребёнка. Для начала постарайтесь обеспечить ребёнку ощущение защищенности и комфорта, которого он лишён в классе. Поблагодарите его за то, что он нашёл в себе силы всё рассказать. Покажите ребёнку, что больше он не один, вы серьёзно относитесь к ситуации и обязательно поможете, но не давайте нереалистичных обещаний: «всё хорошо, завтра я всё решу, приду в школу и со всеми разберусь, всех накажут». Если ребёнок волнуется, что теперь он ябеда, объясните ему, что он поступил правильно, а обращение за помощью ко взрослым – это не трусость.

«Ты ни в чём не виноват».

Мы с вами уже знаем, что ни один ребёнок, каким бы он ни был, не может быть ответственен за то, что его бьют или унижают. Но часто дети и сами могут волноваться, что виноваты в чём-то, что заслуживают травли. Задача родителей объяснить ребёнку, что он точно ни в чём не виноват и дело не в нём, а в том, что обидчики таким способом справляются со своими эмоциями. Покажите ребёнку, что даже несмотря на недостатки и несовершенства, он заслуживает уважительного отношения.

«Давай вместе решим, что мы будем делать», «Как ты думаешь, что можно сделать в этой ситуации?»

Возможно, вам захочется обезопасить ребёнка и максимально отстранить от ситуации буллинга, но не стоит лишать его возможности участвовать в процессе решения проблемы. Показав, что его мнение важно для вас, вы придадите ему уверенности в себе. Кроме того, это позволит ему почувствовать контроль над ситуацией и развить способность самостоятельно принимать решения и искать выход из сложных жизненных ситуаций. Участие ребёнка поможет вам лучше разобраться в происходящем, но обсуждение подробностей не должно превращаться в допрос.

Теперь, успокоив и поддержав ребёнка, уточнив особенности ситуации, вы можете перейти на следующий этап решения ситуации и начать обсуждение проблемы с учителем и школьным психологом.

Часто бывает так: сегодня дети — враги, а завтра — неразлучные друзья. Поэтому «не сжигайте за собой мосты», попробуйте сдружить детей с помощью совместных прогулок, посещения разнообразных детских мероприятий.

По материалам сайта Республиканского центра психологической помощи

http://rcpp.by/article/oshibochnie_rekomendacii_v_situacii_bulinga/

свернуть

Что делать, если ваш ребёнок слишком застенчив?

Что делать, если ваш ребёнок слишком застенчив?

 

Избавляться от застенчивости следует ещё в дошкольном возрасте. Иначе в 1-м классе застенчивый ребёнок не сможет ответить ни на один вопрос учителя, даже если будет прекрасно знать ответ.

Если ваш ребёнок не посещал детский сад, то обязательно запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, где он смог бы приобрести первые навыки общения в детском коллективе. Необходимо также посещать подготовительные курсы в школе, если они есть.

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Существуют простые и эффективные методы профилактики застенчивости у детей.

  • Не стоит беспокоиться о том, что еще не произошло. Часто родители пытаются предусмотреть все вероятные неприятности, и, стремясь оградить от них малыша, стараются предупредить каждый его шаг. Подобная опека держит ребенка в напряжении, не давая ему научиться принимать решения и предпринимать самостоятельные действия.

   В этом случае родители должны взять себя в руки, постараться успокоиться и предпринять действия, не позволяющие перевоплотиться ее страхам в реальность – не оставлять ребенка без присмотра, положить ему в карман записку с адресом и телефоном, объяснить ребенку, что нельзя разговаривать с незнакомцами и уж тем более соглашаться с ними куда-то идти.

  • Дайте ребенку немного свободы и возможность развиваться самостоятельно – разрешать сложности, принимать решения и учиться налаживать взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Родители, которые постоянно вступают в детские конфликты, могут сформировать у своего ребенка чувство внутренней неуверенности в своих силах, у малыша создается впечатление, что сам он неспособен справиться с чем-либо без помощи родителей, это может спровоцировать возникновение или усиление застенчивости. Не стоит впадать и в другую крайность – безучастное отношение, в надежде, что сложности благотворно подействуют на становление характера.
  • Воспитывайте у ребенка чувство самоуважения. Подчеркивайте его сильные стороны и не упрекайте за слабости. Пусть ребенок чувствует ваш позитивный настрой. Чаще говорите ему: «У тебя все получится», «Ты справишься», «У тебя очень хорошо получается». Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его силах. Очень важно сформировать адекватную самооценку еще в раннем возрасте.
  • Научите вашего ребенка откровенно выражать свои чувства и желания. Часто дети боятся или не умеют выразить свои чувства и мысли, что может стать источником серьезных переживаний, вызвать чувство неоцененности и непонятости. Станьте примером для него – будьте искренними и открытыми.
  • Подарите ребенку радость от общения с другими людьми. Приглашайте в гости людей, приятных вам, детей, друзей вашего ребенка, и сами ходите в гости. Чаще бывайте с ребенком в общественных местах, посещайте театры, музеи. В процессе общения с людьми, под вашим руководством, ребенок приобретает положительные навыки общения: доброжелательное отношение к людям, умение мирно решать конфликты, отстаивать свое мнение, гасить негативные эмоции и многие другие. По возможности избегайте неприятного вам и вашему ребенку общения.
  • Не стремитесь сделать вашего ребенка максимально зависимым от вас. Конечно же, послушный и беспрекословный ребенок очень удобен – он вполне предсказуем, действует так, как надо вам, за него не приходится краснеть. Однако подобное послушание убивает в нем личность.

Помните: ребенок, умеющий говорить твердое «нет» овсяной каше так же твердо может сказать «нет» через несколько лет сверстникам, предлагающим выкурить первую сигарету.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

 Если все же вы поставлены перед фактом, что ваш малыш стесняется, какие шаги следует предпринять, как ему помочь преодолеть застенчивость?

   1) Понаблюдайте за ребенком, доставляет ли ему застенчивость неудобства и дискомфорт?

   Возможно он интроверт, и подобный стиль поведения – это его осознанный выбор, при этом ребенок чувствует себя комфортно и пользуется уважением товарищей. В таком случае не следует бороться с несуществующей проблемой. Многие дети, не очень общительные по натуре, считаются в среде сверстников серьезными, умными, надежными, на их суждения полагаются, к их мнению прислушиваются – такой ребенок может быть счастлив и доволен жизнью. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок всегда находился в центре внимания, был общительным и жизнерадостным, но не следует забывать о праве ребенка быть не таким, как все. Если же очевидно, что ребенок страдает, хочет общения, но боится не справиться, вы должны ему помочь.

   2) Подумайте, что стало причиной застенчивости, и постарайтесь устранить ее?

   Возможно, ребенок испытывает пренебрежительное отношение со стороны сверстников. Зачастую ребенок не умеет показать свои лучшие и сильные черты характера, а дети охотнее видят отрицательные стороны, а не положительные. Если ребенок плохо учится, носит очки, немодно одевается, имеет дефекты речи, физически слаб, он легко может стать жертвой насмешек. Надо приложить все возможные усилия, чтобы исправить ситуацию: позанимайтесь с ним дополнительно школьными предметами, прислушивайтесь к его мнению в выборе одежды, займитесь с ним каким-нибудь видом спорта. Как только ваш ребенок приобретет так необходимую ему уверенность в себе, ситуация изменится. Если причина застенчивости скрыта в семье, постарайтесь изменить свой стиль поведения. Попробуйте проанализировать свои методы воспитания, возможно, вы слишком авторитарны и ваши требования, предъявляемые к ребенку, завышены. Очень важно воспитать у ребенка чувство самоуважения и самодостаточности. Ваше мнение играет в этом огромное значение: для ребенка родители являются самыми авторитетными людьми, он смотрит на себя вашими глазами. Ребенок оценивает себя именно так, как оценивают его родители.

   3) В борьбе с застенчивостью наберитесь терпения – она не пройдет за один день.

   Никогда не торопите малыша, дайте ему времени привыкнуть к новому окружению, к новой ситуации. Если ребенок стесняется подойти к незнакомым детям и включиться в игру, немного подождите. Возможно, через некоторое время он привыкнет, присмотрится к детям и перестанет бояться. Если видите, что ребенок осмелел и готов принять участие в игре, предложите ему помощь, вместе подойдите к играющим детям, вступите в разговор, затем постепенно можете предоставить ребенку общаться самостоятельно. Дети очень легко сходятся, если отсутствует страх общения. Уговоры и чтение нотаций здесь не помогут, а любое давление может привести к еще большему замыканию в себе. Бесполезно говорить: «Это не страшно». Это не страшно вам, а ему страшно. Особенно недопустимо насмехаться над ребенком в таких ситуациях, критиковать или угрожать: «Да ты трус», «Дома вон какой смелый, а здесь и рта раскрыть не можешь», «С тобой так никто играть не будет» и т. д. Дошкольники живут в мире чувств и эмоций, чтобы чувствовать себя защищенным, ребенок должен быть окружен вниманием и любовью. Если же ваш малыш не уверен в себе, боится людей, настоящей трагедией для него могут стать насмешки самого родного человека – мамы.

   4) Ведите себя спокойно и невозмутимо. Не показывайте ребенку озабоченность его застенчивостью.

   Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из-за этого и не желают таких мучений своему ребенку. Беспокойство родителей обязательно передастся малышу и добавит ему напряженности. Сами того не желая, они создают дополнительные проблемы своему ребенку. Парадоксально, но часто родители не могут простить ребенку тех недостатков, от которых сами немало натерпелись. Поделитесь своим опытом, расскажите ему, какие переживания вы испытывали в детстве, как вам удалось преодолеть застенчивость, может быть, какая-то часть и сейчас осталась с вами. Вспомните ситуации, из которых вам удалось выйти с достоинством. Дайте понять ребенку, что на самом деле все окружающие его люди не думают постоянно о том, какой он плохой, у всех хватает своих забот, и люди могут испытывать такую же неуверенность в своих силах, просто не подавать вида. Пусть ребенок знает, что не он один испытывает подобные чувства, что вы понимаете и поддерживаете его. Это придаст ему уверенности, что рано или поздно он научится безбоязненно общаться с окружающими.

   5) Нельзя кричать на детей! Громкий крик, даже не обращенный конкретно к ребенку, может стать причиной сильных переживаний у впечатлительного ребенка. Особенно это касается застенчивых детей, склонных принимать весь негатив на свой счет.

   6) Не ставьте перед ребенком сложных задач, которые он еще не способен решить, подумайте, не слишком ли завышены ваши требования? Иногда состоявшиеся в жизни родители делают из своих детей символы своей успешности и хотят видеть ребенка самым лучшим во всех начинаниях. Такая моральная нагрузка – быть успешным во всем – иногда становится непосильной даже для взрослого человека, а не только для ребенка.

   Существует и противоположная сторона ожиданий, возлагаемых на ребенка родителями, когда эти ожидания занижены. Неверие родителей в своего ребенка подрывает его веру в себя, заставляет считать себя неспособным на какие-то поступки, т. е. также вызывает снижение его самооценки. Планка, которую ставит перед собой ребенок при выполнении каких-либо действий, находится на том уровне, который устанавливают их родители, ребенок не допускает мысли, что родители могут ошибаться, скорее он посчитает себя неудачником и слабаком. Поэтому очень важно, чтобы ожидания родителей были реалистичными.

   7) Создайте условия для приобретения позитивного опыта общения вашего малыша. Способствуйте ежедневному общению вашего ребенка с другими детьми, расширяйте круг его знакомств.   Предлагайте также своему малышу общаться с окружающими в быту людьми в вашем присутствии, например, сделать покупку в магазине, ответить на телефонный звонок, показать дорогу прохожему. Наблюдая за поведением вашего ребенка, вы можете выявить основные сложности его общения и помочь ему в их преодолении. Если вы видите, что ваше присутствие заставляет держаться вашего сына или дочь в напряжении, попробуйте отойти в сторону под благовидным предлогом, иногда общительность ребенка блокирует страх родительской оценки, особенно если предъявляемые к нему требования завышены.

     8)  Доверяйте ребенку. Советуйтесь с ним при решении некоторых семейных вопросов, в соответствии с возрастом ребенка, например, куда пойти гулять в выходные, что приготовить на ужин, кого пригласить в гости. Пусть он принимает участие в ведении домашнего хозяйства. Обычно дети с удовольствием помогают родителям. Главное – правильно повести себя в этом вопросе и не отбить желание помогать.

   Стоит подумать, к выполнению каких поручений готов ваш малыш, и составить список его обязанностей по дому. Даже 3-4-х-летние маленькие дети могут самостоятельно заправить постель после сна, следить за тем, чтобы у домашнего животного постоянно находились в миске корм и вода, собирать разбросанные игрушки. Ребенок должен понимать, что он несет определенную ответственность за выполнение своей части работы по дому. Эта ответственность добавит ему значимости в собственных глазах. Приучать к выполнению работы по дому легче и правильней всего на личном примере.

      9) Не ставьте ярлык на застенчивого ребенка. Постоянное упоминание о его робости и стеснительности способно привести к тому, что все мысли ребенка будут направлены на эти черты, исключая все остальное. Лучше охарактеризовать стеснительного ребенка как вдумчивого, предусмотрительного, осторожного. Такие эпитеты способны положительно воздействовать на его самооценку.

   10) Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Любое сравнение говорит о том, что в вашей голове уже нарисован образ идеального ребенка, к которому обязан стремиться ваш малыш и неизвестно, каким этот образ предстанет в его сознании. Слишком завышенный и идеализированный образец для подражания сделает вашего ребенка еще более неуверенным в своих силах и возможностях. Не ставьте ему в пример других детей, в таком случае ребенку будет еще сложнее наладить общение с детьми. Не запугивайте малыша, что в дальнейшем никто не захочет с ним дружить, это не решит проблему и не заставит его чувствовать себя более уверенно.

 11)  Научите ребенка свободно говорить о своих эмоциях и чувствах, это очень пригодится ему в дальнейшей жизни. Часто неумение выражать свои эмоции делает людей несчастливыми в личной жизни. Помочь вам могут различные игры. Часто взрослые воспринимают детские игры как развлечение, на самом деле игра – один из доступных ребенку способов обучения общению, самовыражению, познания окружающего. Например, игры-пантомимы благоприятно воздействуют на развитие эмоциональной сферы, способствуют раскрепощению и преодолению психологических барьеров. Подвижные игры способствуют сближению участников, повышению их активности, в этих играх допустимо шумное поведение, что позволяет выплеснуть эмоции. Игры, в которых нужно назвать качества других игроков, повышают самооценку детей и учат их видеть в людях положительные стороны. Самое важное в проведении таких игр – позитивный настрой участников. Если ребенок не хочет играть, не заставляйте его, возможно, в следующий раз у него будет другое настроение и он захочет поиграть. Ни в коем случае нельзя укорять ребенка за неудачи в игре, эффект от игры в таком случае будет прямо противоположным желаемому.

   Игры, которые также способствуют выплеску негативных эмоций, – городки, кегли, дартс. Создайте условия для шумных игр, например на улице, за городом, на даче. Постоянный контроль над шумовым поведением может спровоцировать стеснительность. Не забывайте, что таким способом ребенок подсознательно выплескивает мучающее его напряжение. Дайте ему понять, что в некоторых условиях нельзя громко кричать и шуметь – в гостях у бабушки, в квартире, в классе, а, например, на улице можно.

  12) Объясните малышу, что нельзя копить в себе злость. Не ругайте и не наказывайте его за то, что он сердится. Иногда снять излишнее напряжение и обрести душевное спокойствие поможет такое простое действие: разорвать листочек бумаги на мелкие кусочки.

   Часто застенчивые малыши не могут объяснить, что их волнует или беспокоит. Можно организовать ролевую игру с участием персонажа, похожего на вашего ребенка. Этот персонаж должен носить имя, созвучное с именем ребенка (но не такое же). Опишите застенчивость этого героя, не используя эпитетов «застенчивый», «стеснительный», «неразговорчивый», «одинокий». Используйте следующее описание: сдержанный, осторожный, дальновидный, тщательно все обдумывающий.

   Расскажите ребенку о приключениях этого героя, в какие ситуации он попадал и как из них выходил, просите ребенка подсказать, что должен сделать главный герой, оказавшись в том или ином положении. Застенчивые дети с удовольствием рассказывают о чувствах вымышленных героев, так как эти чувства не касаются их напрямую (как они считают). Такие ролевые игры позволят сделать вам открытия, касающиеся поведения вашего ребенка, заглянуть в мир его эмоций и переживаний и, возможно, получить ответы на многие интересующие вас вопросы. Прежде чем начинать подобную игру, родитель должен заранее продумать ее сюжет, подумать, какие основные мысли вы хотите донести до ребенка и что получить от игры. Постарайтесь, чтобы ребенок стал активным участником игры, прислушивайтесь к его замечаниям. Придумайте достойный финал истории, оставляющий позитивный настрой. Посмотрите, как отразятся проводимые игры на жизни малыша, вынес ли он какие-либо уроки из этих игр.

  13) Прислушайтесь к чувствам своего ребенка. Попросите рассказать вам о его чувствах и впечатлениях. Постарайтесь понять из его рассказов, что его интересует, беспокоит, настораживает. Если ребенок затрудняется в выражении эмоций или совсем отказывается, можно ему помочь.

14) Не ограничивайте его свободу. Застенчивые дети консервативны и боятся нарушать запреты взрослых. В литературе был описан пример: в процессе проведения психологического эксперимента детям было предложено нарисовать на бумаге губной помадой. Застенчивые дети категорически отказывались это сделать, в то время как остальные дети спокойно рисовали. У застенчивых детей страх наказания и чувство скованности, сформированные под действием постоянных запретов со стороны взрослых, бывают настолько сильны, что тормозят его творческую деятельность и инициативность. Безусловно, есть вещи, которые ребенок не должен делать: рисовать в книгах, на обоях, портить чужие вещи.

   Но стоит проявить немного гибкости и фантазии – расстелить на полу старые обои или взять обычный лист бумаги, достать краски, карандаши, взять старую губную помаду и порисовать вместе с ним – кисточками, карандашами и просто пальцами, обмакивая их в краску и оставляя на бумаге отпечатки. Такие занятия развивают творческие способности малыша, снимают эмоциональное напряжение, способствуют сближению ребенка с вами.

  15) Будьте рядом со своим ребенком. Он должен знать: что бы ни случилось, он всегда может обратиться к вам и найдет в вас поддержку и утешение; вы всегда придете ему на помощь. Находясь в скопление незнакомых людей, стеснительный ребенок испытывает настоящий стресс – не ругайте его, не стыдите и не бросайте одного, крепко держите его за руку до тех пор, пока он сам ее не отпустит. Вы можете выбрать группу детей подходящего возраста и завести с ними разговор, возможно, ваш малыш, немного привыкнув к их обществу, сам захочет с ними пообщаться. Если же вы оставите его одного, это многократно усилит его напряжение и он просто не сможет ни с кем разговаривать, в лучшем случае отойдет в сторону, чтобы остаться в одиночестве. Не подрывайте доверия ребенка к вам.

 16)  Не бойтесь проявлять любовь. Да, все родители любят своих детей, но дети могут сомневаться в этом, если не видят подтверждения. Застенчивые малыши особо чувствительны и восприимчивы, они нуждаются в постоянной поддержке. Часто родители, стремясь воспитать неизбалованного ребенка, говорят ему только об ошибках и промахах, а положительные поступки и результаты оставляются без внимания. Старайтесь чувствовать настроение малыша. Возможно, он сомневается в вашей любви и мучается от мысли, что недостоин ее, особенно если накануне он провинился и был каким-либо образом наказан. Убедите ребенка, что для вас он ценен сам по себе, несмотря на школьные оценки, дефекты речи, стеснительность и т. д., что вы любите его не за что-то, а просто так, со всеми достоинствами и недостатками. Разумеется, он должен знать, что некоторые негативные черты его характера не вызывают вашего одобрения, несмотря на любовь. Можно объяснить это так: я очень люблю тебя, и именно поэтому хочу, чтобы… Дальше указываете то, что бы вы хотели изменить в его поведении. Например, ребенок иногда ленится: я люблю тебя и хочу, чтобы ты стал образованным и успешным человеком, а для этого нужно приложить усилия, на данный момент хорошо учиться в школе и не лениться делать домашние задания. Ребенок должен понимать, что ваша любовь безусловна, но не безрассудна. Не старайтесь изменить ребенка и сделать его другим, если что-то не устраивает вас в его поведении, воздействуйте именно на поведение. Возможно, ребенок ведет себя неправильно из-за большой напряженности или просто из-за незнания, как вести себя в той или иной ситуации.

   Любите ребенка не только за что-то, но и просто так, без причины. Учитесь этому у детей.

   Часто родители бывают строгими, несправедливыми, даже суровыми и тем не менее дети прощают им все и продолжают любить. Даже брошенные дети верят в то, что родители их любят и придут за ними, потому что родительская любовь для них жизненно необходима.

   Вы можете в любой момент обнять, приласкать, поцеловать своего ребенка, если это доставляет ему удовольствие. В противном случае можно положить ему руку на плечо и сказать что-нибудь приятное.

 Телесный контакт с родителем очень важен для малышей. Зачастую застенчивые дети очень нуждаются в ласке, но не смеют просить о ней или думают, что не заслужили ее.

  17) Не допускайте со стороны ребенка негативных высказываний о самом себе. Таким способом ребенок как бы проверяет, так ли это на самом деле. Если ребенок подозревает, что вы считаете его неудачником, и находит этому подтверждение, готов ярлык, который подсознательно настраивает ребенка на неудачи. Конечно, вы сами никогда не должны говорить о ребенке плохие слова. Естественно, иногда ребенок заслуживает критики, но недопустима грубая форма ее выражения. Критика должна быть конструктивной, а не оскорбительной.

18)   Воспитывайте чувство достоинства в своем ребенке, не позволяйте никому смеяться над ним, даже близким родственникам. Объясните ребенку, что у всех без исключения людей есть положительные и отрицательные черты личности, и зачастую стороны, кажущиеся отрицательными одному человеку, могут нравиться другому. Предложите ему самому определить свои хорошие стороны и помогите ему в этом занятии. Очень помогает в повышении самооценки и выявление своих хороших качеств игра, которую можно проводить в коллективе детей: дети встают в круг, один из детей становится в центр круга, остальные называют его положительные черты характера. Затем в центр круга становится следующий ребенок. Педагог помогает детям и следит, чтобы характеристики были конкретизированными, несли в себе информацию. Иногда ребенок может быть очень удивлен, услышав отзывы о себе, он может и не подозревать, что некоторые особенности его характера являются достоинствами в глазах других людей.

 19)  Если ребенок осознает свою застенчивость и хочет с ней справиться, объясните ему, что застенчивость – это не отрицательное качество характера, это просто его особенность, которая может пройти с временем. Если ребенок стесняется именно при общении со сверстниками, предложите ему победить застенчивость и составьте план, согласно которому вы будете проводить работу по преодолению застенчивости. Например, для начала ваш ребенок познакомится с кем-нибудь из детей. Придумайте сценарий знакомства – выберите место, где будет происходить знакомство, обговорите, будет ребенок разговаривать сам или вы ему поможете. Убедите ребенка не бояться и не стесняться, договоритесь, что если ничего не выйдет, никто из ваших близких не узнает об этом, это будет вашей общей тайной. Заранее продумайте свои пути поведения с чужим ребенком, если в последний момент ваш малыш застесняется и не сможет сделать первый шаг. Продумайте несколько вариантов начала разговора и реализуйте тот, который будет ближе всего к вашей ситуации. Отдельно обговорите, что если вдруг ребенка постигнет неудача, в этом нет ничего страшного, негативный опыт – тоже опыт, из него можно извлечь полезную информацию.

 20)  Не полагайтесь на чужое мнение о вашем ребенке. Если в школе произошел конфликт и учитель говорит, что виновен ваш ребенок, не ругайте его, не разобравшись в ситуации, и тем более прилюдно. Конечно же, нельзя голословно обвинять других, пообещайте поговорить с ребенком и прояснить ситуацию. Постарайтесь побеседовать с ребенком в спокойной обстановке, проанализировать ситуацию и определить, что в его поведении было неправильно и чем такое поведение было вызвано. Если виновен ваш ребенок, возможно, стоит придумать ему разумное наказание (естественно, не физическое), но запомните, нельзя наказывать за одно и то же два раза. Если ребенок уже получил наказание в школе, достаточно обойтись обсуждением и анализом конфликта.

   21) Не бойтесь хвалить ребенка. Говорите ему комплименты, радуйтесь достижениям, выражайте уверенность в успешности его начинаний. Не бойтесь перехвалить – застенчивого ребенка перехвалить просто невозможно. Такие дети очень впечатлительны и тяжело переживают малейшие обиды, причиняемые сверстниками и нечуткими взрослыми. Вознаградите вашего малыша за перенесенные и еще предстоящие ему переживания! Похвала играет особую роль в повышении самооценки ребенка. У взрослого человека существует масса подтверждений его значимости и самодостаточности – крепкая семья, престижная высокооплачиваемая работа, уважение коллег и друзей, высокая заработная плата и т. д., и, несмотря на это, многие люди испытывают сомнения в своей состоятельности, что уж говорить о маленьком ребенке!

   Похвалить ребенка можно не только за высокий результат, но и за то, что он приложил старание. Дайте ему почувствовать, что его усилия оценены по достоинству.

   Похвала должна быть искренней, ведь дети очень тонко чувствуют фальшь, особенно застенчивые. Можно немножко преувеличить достижения малыша, но только в меру. Неискренность, чрезмерное расточение восторгов вызывают у детей смущение и неприязнь.

   22) Развивайте способности вашего ребенка. Если вы заметили его достижения в какой-либо области, постарайтесь поддержать его начинания. Конечно, посещение, например, художественной школы или танцевального кружка должно быть его желанием и решением, а не вашим. Достижение высоких результатов придаст ему уверенности и повысит его авторитет в кругу сверстников. Пойдите на небольшую хитрость – организуйте мероприятие, в котором ваш ребенок может проявить себя и блеснуть своими талантами. То, что организатором праздника будете вы, придаст ему уверенности и собственной значимости.

   Не забывайте, успех притягивает к себе успех, а неудача – неудачу. Успешность ребенка повышает его самоуважение. Помогайте ребенку выйти с достоинством из ситуаций, в которых он допустил какую-либо ошибку или оплошность. Не оставляйте его наедине с собой после неудач.

   Предложите ребенку заняться каким-нибудь видом спорта, который ему нравится. Спорт способствует развитию таких личностных качеств, как выдержка, упорность, сила воли, настойчивость.

   Научите ребенка находить то, что нравится именно ему. Часто застенчивые дети послушны и безынициативны и соглашаются со всем, что предложат родители. Учите ребенка не идти на поводу чужого мнения, а иметь и отстаивать свое.

   Конечно, родители знают своего ребенка, тем не менее, невозможно предсказать, какой вид деятельности может понравиться вашему сыну или дочери. Часто ребенок из-за стеснительности и консервативности не может сказать, чем бы ему хотелось заниматься. Предлагайте ребенку разнообразные занятия, это поможет ему определиться с кругом его интересов. Предоставьте ему возможность попробовать все доступные вам виды деятельности, начиная с посещения кружков лепки и заканчивая совместной ездой на велосипеде.

   Важно включить у вашего ребенка компенсаторные механизмы. Идеальных людей не бывает, кто-то имеет высокие спортивные достижения, кто-то хорошо знает математику. Подчеркивайте достоинства вашего ребенка. Естественно, стоит прилагать усилия для преодоления недостатков, но не давайте ребенку зацикливаться на них.

   Внутренний мир застенчивого ребенка богат, можно воспользоваться этим его качеством для преодоления стеснительности. Возьмите на вооружение творческую деятельность – придумывайте, изобретайте, играйте. Творчество поможет вашему ребенку выплеснуть переполняющие его чувства и эмоции, приобрести внутреннюю уверенность и спокойствие. Совместная деятельность всегда сближает, если ваш малыш будет преуспевать в, скажем, рисовании, это сможет поднять его самооценку, доказать ему, что он не хуже других, а в чем-то может даже превосходит.

   23) Чаще делайте фотографии ребенка, снимайте его на видео, учите вести себя раскрепощено и свободно перед камерой. Если ребенок ведет себя скованно, успокойте его, скажите, что эти записи и фото предназначены только для членов семьи, которые и так видят его ежедневно и которых не стоит стесняться. Вместе посмотрите результаты, выберите самые лучшие, обсудите их, отметьте его красивую улыбку, непринужденную позу, естественность. Попросите его назвать то, что кажется ему красивым в его собственной внешности. Пусть он увидит себя со стороны. Научите ребенка перед выступлением репетировать перед зеркалом, для того, чтобы увидеть свою мимику и жестикуляцию. Предложите занятия в театральной студии, это отличный способ для самовыражения и раскрепощения. Можно также записаться в кружок, предполагающий публичные выступления – танцевальный, хоровой, музыкальный и т. д. Участие в коллективных выступлениях не так тяжело переносятся застенчивыми детьми, но приучают к публичности.

   Случается, что родители стремятся воплотить в жизнь свои несбывшиеся мечты, подталкивая ребенка к той или иной деятельности. Если это занятие вызывает у вашего малыша интерес – отлично, но если он противится и отказывается этим заниматься – не заставляйте, ребенок свободе в выборе своей творческой деятельности и не обязан заниматься тем, что нравится только вам.

   Поддерживая ребенка во всех его творческих начинаниях, следите, чтобы творчество не стало для вашего ребенка уходом в придуманную реальность, иногда застенчивые дети справляются таким образом со своей проблемой.

   24) Поговорите с будущим учителем вашего ребенка. Чуткий, доброжелательно настроенный педагог способен вам помочь в преодолении застенчивости вашего малыша. Покажите учителю, что вы цените его помощь и поддержку.

   25) Побороть стеснительность может помочь забота о других, концентрация внимания на других людях очень отвлекает от собственных переживаний. Предложите вашему ребенку общение с ребенком более младшего возраста. Обычно маленькие дети не вызывают сильной стеснительности у застенчивых ребят, общение с малышами пойдет вашему ребенку на пользу, поможет стать ему более открытым и уверенным в общении с ровесниками.

   Заведите собаку или кошку, внимание ребенка большей частью будет занято своим питомцем, его отрицательные переживания о себе изменятся на положительные о своем четвероногом друге.

   26) Застенчивые дети не любят оказываться в центре внимания. Если следовать их желаниям и позволить им избегать общение, оставаясь в стороне, его стеснительность может только усилиться и окрепнуть. Проявите чуткость и тактичность в преодолении застенчивости, не давите на ребенка.

   В любой деятельности важно не перестараться и не впасть в какую-либо крайность. Так же и в вопросе преодоления застенчивости – не стоит относиться к ребенку как к хрустальной вазе и выполнять все его желания. Между строгостью и вседозволенностью существует много градаций – придерживайтесь линии поведения, наиболее оптимальной для вашей семьи, и учитывайте особенности характера вашего ребенка.

Любите своего ребенка, дарите ему всю нежность, на которую способны. Физически контактируйте с малышом: посадите его на колени, покачайте, погладьте, просто подержите его ладонь в своей. С подросшим ребенком посекретничайте, обнявшись, сидя в уютном кресле или на диване. Помните, что такая ласка нужна не только девочкам, но и мальчикам и не следует бояться, что от этого они вырастут менее мужественными, а девочки – слишком изнеженными.

Ваше доброжелательное отношение, поддержка, уверенность, что всё получится, принесут свои плоды: ребёнок непременно преодолеет застенчивость.

свернуть