Избавляться от застенчивости следует ещё в дошкольном возрасте. Иначе в 1-м классе застенчивый ребёнок не сможет ответить ни на один вопрос учителя, даже если будет прекрасно знать ответ.
Если ваш ребёнок не посещал детский сад, то обязательно запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, где он смог бы приобрести первые навыки общения в детском коллективе. Необходимо также посещать подготовительные курсы в школе, если они есть.
СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ
Существуют простые и эффективные методы профилактики застенчивости у детей.
- Не стоит беспокоиться о том, что еще не произошло. Часто родители пытаются предусмотреть все вероятные неприятности, и, стремясь оградить от них малыша, стараются предупредить каждый его шаг. Подобная опека держит ребенка в напряжении, не давая ему научиться принимать решения и предпринимать самостоятельные действия.
В этом случае родители должны взять себя в руки, постараться успокоиться и предпринять действия, не позволяющие перевоплотиться ее страхам в реальность – не оставлять ребенка без присмотра, положить ему в карман записку с адресом и телефоном, объяснить ребенку, что нельзя разговаривать с незнакомцами и уж тем более соглашаться с ними куда-то идти.
- Дайте ребенку немного свободы и возможность развиваться самостоятельно – разрешать сложности, принимать решения и учиться налаживать взаимоотношения с окружающими людьми.
- Родители, которые постоянно вступают в детские конфликты, могут сформировать у своего ребенка чувство внутренней неуверенности в своих силах, у малыша создается впечатление, что сам он неспособен справиться с чем-либо без помощи родителей, это может спровоцировать возникновение или усиление застенчивости. Не стоит впадать и в другую крайность – безучастное отношение, в надежде, что сложности благотворно подействуют на становление характера.
- Воспитывайте у ребенка чувство самоуважения. Подчеркивайте его сильные стороны и не упрекайте за слабости. Пусть ребенок чувствует ваш позитивный настрой. Чаще говорите ему: «У тебя все получится», «Ты справишься», «У тебя очень хорошо получается». Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его силах. Очень важно сформировать адекватную самооценку еще в раннем возрасте.
- Научите вашего ребенка откровенно выражать свои чувства и желания. Часто дети боятся или не умеют выразить свои чувства и мысли, что может стать источником серьезных переживаний, вызвать чувство неоцененности и непонятости. Станьте примером для него – будьте искренними и открытыми.
- Подарите ребенку радость от общения с другими людьми. Приглашайте в гости людей, приятных вам, детей, друзей вашего ребенка, и сами ходите в гости. Чаще бывайте с ребенком в общественных местах, посещайте театры, музеи. В процессе общения с людьми, под вашим руководством, ребенок приобретает положительные навыки общения: доброжелательное отношение к людям, умение мирно решать конфликты, отстаивать свое мнение, гасить негативные эмоции и многие другие. По возможности избегайте неприятного вам и вашему ребенку общения.
- Не стремитесь сделать вашего ребенка максимально зависимым от вас. Конечно же, послушный и беспрекословный ребенок очень удобен – он вполне предсказуем, действует так, как надо вам, за него не приходится краснеть. Однако подобное послушание убивает в нем личность.
Помните: ребенок, умеющий говорить твердое «нет» овсяной каше так же твердо может сказать «нет» через несколько лет сверстникам, предлагающим выкурить первую сигарету.
|
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
Если все же вы поставлены перед фактом, что ваш малыш стесняется, какие шаги следует предпринять, как ему помочь преодолеть застенчивость?
1) Понаблюдайте за ребенком, доставляет ли ему застенчивость неудобства и дискомфорт?
Возможно он интроверт, и подобный стиль поведения – это его осознанный выбор, при этом ребенок чувствует себя комфортно и пользуется уважением товарищей. В таком случае не следует бороться с несуществующей проблемой. Многие дети, не очень общительные по натуре, считаются в среде сверстников серьезными, умными, надежными, на их суждения полагаются, к их мнению прислушиваются – такой ребенок может быть счастлив и доволен жизнью. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок всегда находился в центре внимания, был общительным и жизнерадостным, но не следует забывать о праве ребенка быть не таким, как все. Если же очевидно, что ребенок страдает, хочет общения, но боится не справиться, вы должны ему помочь.
2) Подумайте, что стало причиной застенчивости, и постарайтесь устранить ее?
Возможно, ребенок испытывает пренебрежительное отношение со стороны сверстников. Зачастую ребенок не умеет показать свои лучшие и сильные черты характера, а дети охотнее видят отрицательные стороны, а не положительные. Если ребенок плохо учится, носит очки, немодно одевается, имеет дефекты речи, физически слаб, он легко может стать жертвой насмешек. Надо приложить все возможные усилия, чтобы исправить ситуацию: позанимайтесь с ним дополнительно школьными предметами, прислушивайтесь к его мнению в выборе одежды, займитесь с ним каким-нибудь видом спорта. Как только ваш ребенок приобретет так необходимую ему уверенность в себе, ситуация изменится. Если причина застенчивости скрыта в семье, постарайтесь изменить свой стиль поведения. Попробуйте проанализировать свои методы воспитания, возможно, вы слишком авторитарны и ваши требования, предъявляемые к ребенку, завышены. Очень важно воспитать у ребенка чувство самоуважения и самодостаточности. Ваше мнение играет в этом огромное значение: для ребенка родители являются самыми авторитетными людьми, он смотрит на себя вашими глазами. Ребенок оценивает себя именно так, как оценивают его родители.
3) В борьбе с застенчивостью наберитесь терпения – она не пройдет за один день.
Никогда не торопите малыша, дайте ему времени привыкнуть к новому окружению, к новой ситуации. Если ребенок стесняется подойти к незнакомым детям и включиться в игру, немного подождите. Возможно, через некоторое время он привыкнет, присмотрится к детям и перестанет бояться. Если видите, что ребенок осмелел и готов принять участие в игре, предложите ему помощь, вместе подойдите к играющим детям, вступите в разговор, затем постепенно можете предоставить ребенку общаться самостоятельно. Дети очень легко сходятся, если отсутствует страх общения. Уговоры и чтение нотаций здесь не помогут, а любое давление может привести к еще большему замыканию в себе. Бесполезно говорить: «Это не страшно». Это не страшно вам, а ему страшно. Особенно недопустимо насмехаться над ребенком в таких ситуациях, критиковать или угрожать: «Да ты трус», «Дома вон какой смелый, а здесь и рта раскрыть не можешь», «С тобой так никто играть не будет» и т. д. Дошкольники живут в мире чувств и эмоций, чтобы чувствовать себя защищенным, ребенок должен быть окружен вниманием и любовью. Если же ваш малыш не уверен в себе, боится людей, настоящей трагедией для него могут стать насмешки самого родного человека – мамы.
4) Ведите себя спокойно и невозмутимо. Не показывайте ребенку озабоченность его застенчивостью.
Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из-за этого и не желают таких мучений своему ребенку. Беспокойство родителей обязательно передастся малышу и добавит ему напряженности. Сами того не желая, они создают дополнительные проблемы своему ребенку. Парадоксально, но часто родители не могут простить ребенку тех недостатков, от которых сами немало натерпелись. Поделитесь своим опытом, расскажите ему, какие переживания вы испытывали в детстве, как вам удалось преодолеть застенчивость, может быть, какая-то часть и сейчас осталась с вами. Вспомните ситуации, из которых вам удалось выйти с достоинством. Дайте понять ребенку, что на самом деле все окружающие его люди не думают постоянно о том, какой он плохой, у всех хватает своих забот, и люди могут испытывать такую же неуверенность в своих силах, просто не подавать вида. Пусть ребенок знает, что не он один испытывает подобные чувства, что вы понимаете и поддерживаете его. Это придаст ему уверенности, что рано или поздно он научится безбоязненно общаться с окружающими.
5) Нельзя кричать на детей! Громкий крик, даже не обращенный конкретно к ребенку, может стать причиной сильных переживаний у впечатлительного ребенка. Особенно это касается застенчивых детей, склонных принимать весь негатив на свой счет.
6) Не ставьте перед ребенком сложных задач, которые он еще не способен решить, подумайте, не слишком ли завышены ваши требования? Иногда состоявшиеся в жизни родители делают из своих детей символы своей успешности и хотят видеть ребенка самым лучшим во всех начинаниях. Такая моральная нагрузка – быть успешным во всем – иногда становится непосильной даже для взрослого человека, а не только для ребенка.
Существует и противоположная сторона ожиданий, возлагаемых на ребенка родителями, когда эти ожидания занижены. Неверие родителей в своего ребенка подрывает его веру в себя, заставляет считать себя неспособным на какие-то поступки, т. е. также вызывает снижение его самооценки. Планка, которую ставит перед собой ребенок при выполнении каких-либо действий, находится на том уровне, который устанавливают их родители, ребенок не допускает мысли, что родители могут ошибаться, скорее он посчитает себя неудачником и слабаком. Поэтому очень важно, чтобы ожидания родителей были реалистичными.
7) Создайте условия для приобретения позитивного опыта общения вашего малыша. Способствуйте ежедневному общению вашего ребенка с другими детьми, расширяйте круг его знакомств. Предлагайте также своему малышу общаться с окружающими в быту людьми в вашем присутствии, например, сделать покупку в магазине, ответить на телефонный звонок, показать дорогу прохожему. Наблюдая за поведением вашего ребенка, вы можете выявить основные сложности его общения и помочь ему в их преодолении. Если вы видите, что ваше присутствие заставляет держаться вашего сына или дочь в напряжении, попробуйте отойти в сторону под благовидным предлогом, иногда общительность ребенка блокирует страх родительской оценки, особенно если предъявляемые к нему требования завышены.
8) Доверяйте ребенку. Советуйтесь с ним при решении некоторых семейных вопросов, в соответствии с возрастом ребенка, например, куда пойти гулять в выходные, что приготовить на ужин, кого пригласить в гости. Пусть он принимает участие в ведении домашнего хозяйства. Обычно дети с удовольствием помогают родителям. Главное – правильно повести себя в этом вопросе и не отбить желание помогать.
Стоит подумать, к выполнению каких поручений готов ваш малыш, и составить список его обязанностей по дому. Даже 3-4-х-летние маленькие дети могут самостоятельно заправить постель после сна, следить за тем, чтобы у домашнего животного постоянно находились в миске корм и вода, собирать разбросанные игрушки. Ребенок должен понимать, что он несет определенную ответственность за выполнение своей части работы по дому. Эта ответственность добавит ему значимости в собственных глазах. Приучать к выполнению работы по дому легче и правильней всего на личном примере.
9) Не ставьте ярлык на застенчивого ребенка. Постоянное упоминание о его робости и стеснительности способно привести к тому, что все мысли ребенка будут направлены на эти черты, исключая все остальное. Лучше охарактеризовать стеснительного ребенка как вдумчивого, предусмотрительного, осторожного. Такие эпитеты способны положительно воздействовать на его самооценку.
10) Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Любое сравнение говорит о том, что в вашей голове уже нарисован образ идеального ребенка, к которому обязан стремиться ваш малыш и неизвестно, каким этот образ предстанет в его сознании. Слишком завышенный и идеализированный образец для подражания сделает вашего ребенка еще более неуверенным в своих силах и возможностях. Не ставьте ему в пример других детей, в таком случае ребенку будет еще сложнее наладить общение с детьми. Не запугивайте малыша, что в дальнейшем никто не захочет с ним дружить, это не решит проблему и не заставит его чувствовать себя более уверенно.
11) Научите ребенка свободно говорить о своих эмоциях и чувствах, это очень пригодится ему в дальнейшей жизни. Часто неумение выражать свои эмоции делает людей несчастливыми в личной жизни. Помочь вам могут различные игры. Часто взрослые воспринимают детские игры как развлечение, на самом деле игра – один из доступных ребенку способов обучения общению, самовыражению, познания окружающего. Например, игры-пантомимы благоприятно воздействуют на развитие эмоциональной сферы, способствуют раскрепощению и преодолению психологических барьеров. Подвижные игры способствуют сближению участников, повышению их активности, в этих играх допустимо шумное поведение, что позволяет выплеснуть эмоции. Игры, в которых нужно назвать качества других игроков, повышают самооценку детей и учат их видеть в людях положительные стороны. Самое важное в проведении таких игр – позитивный настрой участников. Если ребенок не хочет играть, не заставляйте его, возможно, в следующий раз у него будет другое настроение и он захочет поиграть. Ни в коем случае нельзя укорять ребенка за неудачи в игре, эффект от игры в таком случае будет прямо противоположным желаемому.
Игры, которые также способствуют выплеску негативных эмоций, – городки, кегли, дартс. Создайте условия для шумных игр, например на улице, за городом, на даче. Постоянный контроль над шумовым поведением может спровоцировать стеснительность. Не забывайте, что таким способом ребенок подсознательно выплескивает мучающее его напряжение. Дайте ему понять, что в некоторых условиях нельзя громко кричать и шуметь – в гостях у бабушки, в квартире, в классе, а, например, на улице можно.
12) Объясните малышу, что нельзя копить в себе злость. Не ругайте и не наказывайте его за то, что он сердится. Иногда снять излишнее напряжение и обрести душевное спокойствие поможет такое простое действие: разорвать листочек бумаги на мелкие кусочки.
Часто застенчивые малыши не могут объяснить, что их волнует или беспокоит. Можно организовать ролевую игру с участием персонажа, похожего на вашего ребенка. Этот персонаж должен носить имя, созвучное с именем ребенка (но не такое же). Опишите застенчивость этого героя, не используя эпитетов «застенчивый», «стеснительный», «неразговорчивый», «одинокий». Используйте следующее описание: сдержанный, осторожный, дальновидный, тщательно все обдумывающий.
Расскажите ребенку о приключениях этого героя, в какие ситуации он попадал и как из них выходил, просите ребенка подсказать, что должен сделать главный герой, оказавшись в том или ином положении. Застенчивые дети с удовольствием рассказывают о чувствах вымышленных героев, так как эти чувства не касаются их напрямую (как они считают). Такие ролевые игры позволят сделать вам открытия, касающиеся поведения вашего ребенка, заглянуть в мир его эмоций и переживаний и, возможно, получить ответы на многие интересующие вас вопросы. Прежде чем начинать подобную игру, родитель должен заранее продумать ее сюжет, подумать, какие основные мысли вы хотите донести до ребенка и что получить от игры. Постарайтесь, чтобы ребенок стал активным участником игры, прислушивайтесь к его замечаниям. Придумайте достойный финал истории, оставляющий позитивный настрой. Посмотрите, как отразятся проводимые игры на жизни малыша, вынес ли он какие-либо уроки из этих игр.
13) Прислушайтесь к чувствам своего ребенка. Попросите рассказать вам о его чувствах и впечатлениях. Постарайтесь понять из его рассказов, что его интересует, беспокоит, настораживает. Если ребенок затрудняется в выражении эмоций или совсем отказывается, можно ему помочь.
14) Не ограничивайте его свободу. Застенчивые дети консервативны и боятся нарушать запреты взрослых. В литературе был описан пример: в процессе проведения психологического эксперимента детям было предложено нарисовать на бумаге губной помадой. Застенчивые дети категорически отказывались это сделать, в то время как остальные дети спокойно рисовали. У застенчивых детей страх наказания и чувство скованности, сформированные под действием постоянных запретов со стороны взрослых, бывают настолько сильны, что тормозят его творческую деятельность и инициативность. Безусловно, есть вещи, которые ребенок не должен делать: рисовать в книгах, на обоях, портить чужие вещи.
Но стоит проявить немного гибкости и фантазии – расстелить на полу старые обои или взять обычный лист бумаги, достать краски, карандаши, взять старую губную помаду и порисовать вместе с ним – кисточками, карандашами и просто пальцами, обмакивая их в краску и оставляя на бумаге отпечатки. Такие занятия развивают творческие способности малыша, снимают эмоциональное напряжение, способствуют сближению ребенка с вами.
15) Будьте рядом со своим ребенком. Он должен знать: что бы ни случилось, он всегда может обратиться к вам и найдет в вас поддержку и утешение; вы всегда придете ему на помощь. Находясь в скопление незнакомых людей, стеснительный ребенок испытывает настоящий стресс – не ругайте его, не стыдите и не бросайте одного, крепко держите его за руку до тех пор, пока он сам ее не отпустит. Вы можете выбрать группу детей подходящего возраста и завести с ними разговор, возможно, ваш малыш, немного привыкнув к их обществу, сам захочет с ними пообщаться. Если же вы оставите его одного, это многократно усилит его напряжение и он просто не сможет ни с кем разговаривать, в лучшем случае отойдет в сторону, чтобы остаться в одиночестве. Не подрывайте доверия ребенка к вам.
16) Не бойтесь проявлять любовь. Да, все родители любят своих детей, но дети могут сомневаться в этом, если не видят подтверждения. Застенчивые малыши особо чувствительны и восприимчивы, они нуждаются в постоянной поддержке. Часто родители, стремясь воспитать неизбалованного ребенка, говорят ему только об ошибках и промахах, а положительные поступки и результаты оставляются без внимания. Старайтесь чувствовать настроение малыша. Возможно, он сомневается в вашей любви и мучается от мысли, что недостоин ее, особенно если накануне он провинился и был каким-либо образом наказан. Убедите ребенка, что для вас он ценен сам по себе, несмотря на школьные оценки, дефекты речи, стеснительность и т. д., что вы любите его не за что-то, а просто так, со всеми достоинствами и недостатками. Разумеется, он должен знать, что некоторые негативные черты его характера не вызывают вашего одобрения, несмотря на любовь. Можно объяснить это так: я очень люблю тебя, и именно поэтому хочу, чтобы… Дальше указываете то, что бы вы хотели изменить в его поведении. Например, ребенок иногда ленится: я люблю тебя и хочу, чтобы ты стал образованным и успешным человеком, а для этого нужно приложить усилия, на данный момент хорошо учиться в школе и не лениться делать домашние задания. Ребенок должен понимать, что ваша любовь безусловна, но не безрассудна. Не старайтесь изменить ребенка и сделать его другим, если что-то не устраивает вас в его поведении, воздействуйте именно на поведение. Возможно, ребенок ведет себя неправильно из-за большой напряженности или просто из-за незнания, как вести себя в той или иной ситуации.
Любите ребенка не только за что-то, но и просто так, без причины. Учитесь этому у детей.
Часто родители бывают строгими, несправедливыми, даже суровыми и тем не менее дети прощают им все и продолжают любить. Даже брошенные дети верят в то, что родители их любят и придут за ними, потому что родительская любовь для них жизненно необходима.
Вы можете в любой момент обнять, приласкать, поцеловать своего ребенка, если это доставляет ему удовольствие. В противном случае можно положить ему руку на плечо и сказать что-нибудь приятное.
Телесный контакт с родителем очень важен для малышей. Зачастую застенчивые дети очень нуждаются в ласке, но не смеют просить о ней или думают, что не заслужили ее.
|
17) Не допускайте со стороны ребенка негативных высказываний о самом себе. Таким способом ребенок как бы проверяет, так ли это на самом деле. Если ребенок подозревает, что вы считаете его неудачником, и находит этому подтверждение, готов ярлык, который подсознательно настраивает ребенка на неудачи. Конечно, вы сами никогда не должны говорить о ребенке плохие слова. Естественно, иногда ребенок заслуживает критики, но недопустима грубая форма ее выражения. Критика должна быть конструктивной, а не оскорбительной.
18) Воспитывайте чувство достоинства в своем ребенке, не позволяйте никому смеяться над ним, даже близким родственникам. Объясните ребенку, что у всех без исключения людей есть положительные и отрицательные черты личности, и зачастую стороны, кажущиеся отрицательными одному человеку, могут нравиться другому. Предложите ему самому определить свои хорошие стороны и помогите ему в этом занятии. Очень помогает в повышении самооценки и выявление своих хороших качеств игра, которую можно проводить в коллективе детей: дети встают в круг, один из детей становится в центр круга, остальные называют его положительные черты характера. Затем в центр круга становится следующий ребенок. Педагог помогает детям и следит, чтобы характеристики были конкретизированными, несли в себе информацию. Иногда ребенок может быть очень удивлен, услышав отзывы о себе, он может и не подозревать, что некоторые особенности его характера являются достоинствами в глазах других людей.
19) Если ребенок осознает свою застенчивость и хочет с ней справиться, объясните ему, что застенчивость – это не отрицательное качество характера, это просто его особенность, которая может пройти с временем. Если ребенок стесняется именно при общении со сверстниками, предложите ему победить застенчивость и составьте план, согласно которому вы будете проводить работу по преодолению застенчивости. Например, для начала ваш ребенок познакомится с кем-нибудь из детей. Придумайте сценарий знакомства – выберите место, где будет происходить знакомство, обговорите, будет ребенок разговаривать сам или вы ему поможете. Убедите ребенка не бояться и не стесняться, договоритесь, что если ничего не выйдет, никто из ваших близких не узнает об этом, это будет вашей общей тайной. Заранее продумайте свои пути поведения с чужим ребенком, если в последний момент ваш малыш застесняется и не сможет сделать первый шаг. Продумайте несколько вариантов начала разговора и реализуйте тот, который будет ближе всего к вашей ситуации. Отдельно обговорите, что если вдруг ребенка постигнет неудача, в этом нет ничего страшного, негативный опыт – тоже опыт, из него можно извлечь полезную информацию.
20) Не полагайтесь на чужое мнение о вашем ребенке. Если в школе произошел конфликт и учитель говорит, что виновен ваш ребенок, не ругайте его, не разобравшись в ситуации, и тем более прилюдно. Конечно же, нельзя голословно обвинять других, пообещайте поговорить с ребенком и прояснить ситуацию. Постарайтесь побеседовать с ребенком в спокойной обстановке, проанализировать ситуацию и определить, что в его поведении было неправильно и чем такое поведение было вызвано. Если виновен ваш ребенок, возможно, стоит придумать ему разумное наказание (естественно, не физическое), но запомните, нельзя наказывать за одно и то же два раза. Если ребенок уже получил наказание в школе, достаточно обойтись обсуждением и анализом конфликта.
21) Не бойтесь хвалить ребенка. Говорите ему комплименты, радуйтесь достижениям, выражайте уверенность в успешности его начинаний. Не бойтесь перехвалить – застенчивого ребенка перехвалить просто невозможно. Такие дети очень впечатлительны и тяжело переживают малейшие обиды, причиняемые сверстниками и нечуткими взрослыми. Вознаградите вашего малыша за перенесенные и еще предстоящие ему переживания! Похвала играет особую роль в повышении самооценки ребенка. У взрослого человека существует масса подтверждений его значимости и самодостаточности – крепкая семья, престижная высокооплачиваемая работа, уважение коллег и друзей, высокая заработная плата и т. д., и, несмотря на это, многие люди испытывают сомнения в своей состоятельности, что уж говорить о маленьком ребенке!
Похвалить ребенка можно не только за высокий результат, но и за то, что он приложил старание. Дайте ему почувствовать, что его усилия оценены по достоинству.
Похвала должна быть искренней, ведь дети очень тонко чувствуют фальшь, особенно застенчивые. Можно немножко преувеличить достижения малыша, но только в меру. Неискренность, чрезмерное расточение восторгов вызывают у детей смущение и неприязнь.
22) Развивайте способности вашего ребенка. Если вы заметили его достижения в какой-либо области, постарайтесь поддержать его начинания. Конечно, посещение, например, художественной школы или танцевального кружка должно быть его желанием и решением, а не вашим. Достижение высоких результатов придаст ему уверенности и повысит его авторитет в кругу сверстников. Пойдите на небольшую хитрость – организуйте мероприятие, в котором ваш ребенок может проявить себя и блеснуть своими талантами. То, что организатором праздника будете вы, придаст ему уверенности и собственной значимости.
Не забывайте, успех притягивает к себе успех, а неудача – неудачу. Успешность ребенка повышает его самоуважение. Помогайте ребенку выйти с достоинством из ситуаций, в которых он допустил какую-либо ошибку или оплошность. Не оставляйте его наедине с собой после неудач.
Предложите ребенку заняться каким-нибудь видом спорта, который ему нравится. Спорт способствует развитию таких личностных качеств, как выдержка, упорность, сила воли, настойчивость.
Научите ребенка находить то, что нравится именно ему. Часто застенчивые дети послушны и безынициативны и соглашаются со всем, что предложат родители. Учите ребенка не идти на поводу чужого мнения, а иметь и отстаивать свое.
Конечно, родители знают своего ребенка, тем не менее, невозможно предсказать, какой вид деятельности может понравиться вашему сыну или дочери. Часто ребенок из-за стеснительности и консервативности не может сказать, чем бы ему хотелось заниматься. Предлагайте ребенку разнообразные занятия, это поможет ему определиться с кругом его интересов. Предоставьте ему возможность попробовать все доступные вам виды деятельности, начиная с посещения кружков лепки и заканчивая совместной ездой на велосипеде.
Важно включить у вашего ребенка компенсаторные механизмы. Идеальных людей не бывает, кто-то имеет высокие спортивные достижения, кто-то хорошо знает математику. Подчеркивайте достоинства вашего ребенка. Естественно, стоит прилагать усилия для преодоления недостатков, но не давайте ребенку зацикливаться на них.
Внутренний мир застенчивого ребенка богат, можно воспользоваться этим его качеством для преодоления стеснительности. Возьмите на вооружение творческую деятельность – придумывайте, изобретайте, играйте. Творчество поможет вашему ребенку выплеснуть переполняющие его чувства и эмоции, приобрести внутреннюю уверенность и спокойствие. Совместная деятельность всегда сближает, если ваш малыш будет преуспевать в, скажем, рисовании, это сможет поднять его самооценку, доказать ему, что он не хуже других, а в чем-то может даже превосходит.
23) Чаще делайте фотографии ребенка, снимайте его на видео, учите вести себя раскрепощено и свободно перед камерой. Если ребенок ведет себя скованно, успокойте его, скажите, что эти записи и фото предназначены только для членов семьи, которые и так видят его ежедневно и которых не стоит стесняться. Вместе посмотрите результаты, выберите самые лучшие, обсудите их, отметьте его красивую улыбку, непринужденную позу, естественность. Попросите его назвать то, что кажется ему красивым в его собственной внешности. Пусть он увидит себя со стороны. Научите ребенка перед выступлением репетировать перед зеркалом, для того, чтобы увидеть свою мимику и жестикуляцию. Предложите занятия в театральной студии, это отличный способ для самовыражения и раскрепощения. Можно также записаться в кружок, предполагающий публичные выступления – танцевальный, хоровой, музыкальный и т. д. Участие в коллективных выступлениях не так тяжело переносятся застенчивыми детьми, но приучают к публичности.
Случается, что родители стремятся воплотить в жизнь свои несбывшиеся мечты, подталкивая ребенка к той или иной деятельности. Если это занятие вызывает у вашего малыша интерес – отлично, но если он противится и отказывается этим заниматься – не заставляйте, ребенок свободе в выборе своей творческой деятельности и не обязан заниматься тем, что нравится только вам.
Поддерживая ребенка во всех его творческих начинаниях, следите, чтобы творчество не стало для вашего ребенка уходом в придуманную реальность, иногда застенчивые дети справляются таким образом со своей проблемой.
24) Поговорите с будущим учителем вашего ребенка. Чуткий, доброжелательно настроенный педагог способен вам помочь в преодолении застенчивости вашего малыша. Покажите учителю, что вы цените его помощь и поддержку.
25) Побороть стеснительность может помочь забота о других, концентрация внимания на других людях очень отвлекает от собственных переживаний. Предложите вашему ребенку общение с ребенком более младшего возраста. Обычно маленькие дети не вызывают сильной стеснительности у застенчивых ребят, общение с малышами пойдет вашему ребенку на пользу, поможет стать ему более открытым и уверенным в общении с ровесниками.
Заведите собаку или кошку, внимание ребенка большей частью будет занято своим питомцем, его отрицательные переживания о себе изменятся на положительные о своем четвероногом друге.
26) Застенчивые дети не любят оказываться в центре внимания. Если следовать их желаниям и позволить им избегать общение, оставаясь в стороне, его стеснительность может только усилиться и окрепнуть. Проявите чуткость и тактичность в преодолении застенчивости, не давите на ребенка.
В любой деятельности важно не перестараться и не впасть в какую-либо крайность. Так же и в вопросе преодоления застенчивости – не стоит относиться к ребенку как к хрустальной вазе и выполнять все его желания. Между строгостью и вседозволенностью существует много градаций – придерживайтесь линии поведения, наиболее оптимальной для вашей семьи, и учитывайте особенности характера вашего ребенка.
Любите своего ребенка, дарите ему всю нежность, на которую способны. Физически контактируйте с малышом: посадите его на колени, покачайте, погладьте, просто подержите его ладонь в своей. С подросшим ребенком посекретничайте, обнявшись, сидя в уютном кресле или на диване. Помните, что такая ласка нужна не только девочкам, но и мальчикам и не следует бояться, что от этого они вырастут менее мужественными, а девочки – слишком изнеженными.
Ваше доброжелательное отношение, поддержка, уверенность, что всё получится, принесут свои плоды: ребёнок непременно преодолеет застенчивость.