1.Экологические кейсы
2.Лепбуки, дидактические игры и пособия, книги ручной работы
3.Закупка стендов для "Метеостанции"
1.Экологические кейсы
2.Лепбуки, дидактические игры и пособия, книги ручной работы
3.Закупка стендов для "Метеостанции"
Знакомство с природой через художественную литературу
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников.
К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у воспитанников дошкольного возраста не обеспечивает осознанное отношение к ней. Решение этой задачи возможно при реализации проекта «Знакомство с природой через художественную литературу», который посвящен творчеству писателей-натуралистов Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, М.М. Пришвина. Их проза удивительно проста и доступна детям, это тот благодатный материал, который позволит и педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты. Любой ребенок дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Мы рассчитываем, что благодаря знакомству с произведениями писателей-натуралистов В.В.Бианки, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их речь.
Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности их суждений, действий. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения произведения – чтение и рассказывание воспитателем. Если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой.
Сроки реализации: 01.02.2023 – 01.05.2023
Цель проекта: формировать гуманное отношение к природе через ознакомление с художественной литературой.
Задачи проекта:
Основные мероприятия в рамках проекта:
Акция «Подари книгу в группу» (произведения о природе)
«Круглый стол» с участием родителей
Размещение статей, консультации, презентации, рекомендации по теме проекта на сайте УДО
Конкурс рисунков по произведениям
Оформление альбома «Мы - художники - иллюстраторы»
Выпуск «Лесной газеты»
Конкурс «Птичья столовая»
Изготовление книжек–малышек на тему «Природа»
Проект был реализован в группе среднего дошкольного возраста. Реализация проекта предполагала работу в 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Подготовительный этап. (01 – 19 февраля)
Задачей подготовительного этапа стал системный анализ и оценка ситуации, выработка концептуальной основы проекта.
За данный период были определены основополагающие идеи проекта, изучены теоретические и методические основы проблемы, в календарно – тематический план внесены мероприятия с учетом задач проекта. Были подобраны произведения В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина для прочтения детям. Подготовлены наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал для работы над произведениями. Создан цикл презентаций о природе. Приобретены наборов игрушек птиц, животных, насекомых, изготовление панно.
С целью активного привлечения родителей воспитанников дошкольного возраста к участию в проекте было проведено анкетирование родителей воспитанников по вопросу знакомство с природой через художественную литературу. Был проведен мониторинг уровня формирования основ экологических представлений детей дошкольного возраста.
Основной этап.(20 февраля – 16 апреля)
С февраля по апрель проходил основной этап реализации проекта, задачей которого стала реализация учебно-дидактического комплекса «Мы – друзья природы» по произведениям писателей-натуралистов, в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
В рамках основного этапа реализован ряд мероприятий, направленных на организацию непосредственной работы с воспитанниками и родителями по знакомству с природой через художественную литературу, активное привлечение родителей к работе над проектом, пополнение предметной развивающей среды, необходимой для качественной реализации проекта.
На протяжении реализации проекта в группе прошел ряд мероприятий с целью знакомства с природой через художественную литературу.
Проект объединил следующие формы работы: чтение произведений писателей-натуралистов; рассматривание книг, иллюстраций по произведениям; оформление книжного уголка в групповом помещении; экскурсия в школьную библиотеку; цикл занятий по образовательным областям «Ребенок и природа», «Художественная литература»; продуктивную деятельность: аппликация по произведениям, лепка, ручной труд, конструирование из природного и бросового материала; проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих, драматизация, сюжетно-ролевых игр; музыкальной деятельности; придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов; конкурс рисунков по произведениям; оформление альбома «Мы - художники-иллюстраторы»; выпуск «Лесной газеты»; конкурс «Птичья столовая»; изготовление книжек–малышек на тему «Природа».
В рамках проекта для воспитанников были организованы: экскурсия в лесопарковую зону и яблоневый сад; сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т. д.); познавательно-исследовательская деятельность (свойства воды, воздуха, света, почвы, магнита, звука); беседы о свойствах воды, воздуха, света, почвы, магнита, звука; работа с календарем природы, дневниками наблюдения; ситуативные разговоры: «Почему осенью листья желтеют?», «Как одеться на прогулку», «Почему все падает на землю?» и т. д.
Значительную роль в успешной реализации проекта играет предметная развивающая среда. В групповом помещении постоянно пополнялся книжный центр, центр познавательно-практической деятельности.
Заключительный этап. (17 апреля – 01 мая)
С 17 апреля по 01 мая шла реализация III этапа проекта, задачей которого являлся анализ результатов педагогического проекта, подготовка к презентации проектного продукта.
На заключительном этапе для воспитанников были организованы развлечение и викторина, где дети смогли показать свои знания; анализ результативности; обработка и оформление материалов проекта.
При условии реализации данного проекта рассчитывали получить следующие результаты:
- на 10% повысится уровень знаний и представлений о природе у дошкольников, что обеспечит осознанное отношение к ней, дети станут более внимательно и бережно относиться к живому миру природы;
-75% родителей проявят заинтересованность к литературным произведениям, повысят свою компетентность и активно примут участие в реализации проекта;
- будут созданы необходимые условия для ознакомления с творчеством В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина; пополним библиотеку произведениями авторов; подберем фонотеку; создадим уголок развивающих игр по ознакомлению детей с животным миром и природой; оформим альбомы детских рисунков по произведениям авторов; кормушки для птиц; выпустим «Лесную газету» – 2 номера, изготовим книжки- малышки на тему «Природа».
Проведя диагностику уровня знаний и представлений о природе у дошкольников (Приложение 1) на начальном этапе и на заключительном мы можем увидеть, что уровень знаний и представлений увеличился на 15 %, что позволяет сделать вывод, что все формы и методы подобранные в результате реализуемого проекта были эффективны.
В течение периода с октября 2021 года по апрель 2022 года воспитателями дошкольного образования всех возрастных групп с участием заедущего Государственного учреждения образования "Детский сад 1 г.Фаниполя" были проведены родительские собрания с законными представителями воспитанников,на которых одним из вопросов в повестке собрания был вопрос о промежуточных результатах реализации областного педагогического проекта в нашем учреждении.
Для родителей были подготовлены анкеты, буклеты и флаеры с основными идеями проекта, рекомендациями по взаимодействию с педагогами для формирования у детей экологического культуры.
ОТЧЕТ "Береги свою планету, ведь другой, похожей нету!"
С раннего детства мы учим своих детей замечать красоту окружающего мира, любить и ценить все, что нам дарит природа, и, конечно, беречь все её дары. Каждое утро, выходя на прогулку, мы любуемся голубым небом, наблюдаем за облаками, восхищаемся цветами на клумбах, изучаем жизнь насекомых. Хочется, чтобы малыши понимали-всю эту красоту дарит нам природа, а человек должен уметь ценить все живое на земле и прилагать все силы, чтобы сохранить эту зелень листвы, яркость цветов и тепло солнышка. Ребятам из 7 группы очень понравились эти слова: "Остановись! Присядь! Нагнись! По сторонам взгляни! Живой живому удивись, природу-сохрани!" Наши малыши хотят быть настоящими помощниками природы, они ещё не все умеют, но всегда готовы полить растения на своём участке, поухаживать за саженцами деревьев, понаблюдать за бабочками и цветами и рассказать всем, что каждая сломанная веточка, брошенная бумажка или раздавленный жучок наносят урон природе. Поэтому нужно узнавать больше об окружающем мире, радоваться вкусным дарам лета и стараться помогать всему живому, ведь наш мир так прекрасен!
В результате реализации краткосрочного проекта "Береги свою планету,ведь другой похожей нету!" было создано несколько дидактических пособий:
1.лепбук "О нашей Земле мы знаем все!"
2.дилактические игры "Сортировка мусора", "Веселая и грустная планеты", "Берегоша"
Отчёт о реализации мини-проекта "Снег и его проявления"
Детей в возрасте 4-5 лет часто называют «почемучками». Именно в этом возрасте ребята активно познают мир, хотят понять суть вещей и явлений. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Почему наступает зима, одно из самых прекрасных и загадочных времён года? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и моих воспитанников.
Дети очень любят зиму и, конечно же, снег, потому что с него и начинается это время года. В круговороте влаги на планете Земля, от которого зависит существование всего живого, снег играет решающую роль. Без него безвозвратно нарушилось бы существующее устойчивое состояние ледников и большая часть суши превратилась бы в безводную и безжизненную пустыню. Огромное значение имеет снег для природы нашей страны. Снег нужен для защиты посевов от холода. Снежный покров – не просто тёплое покрывало для озимых, это живительное покрывало, которое весной даёт талые воды, насыщенные кислородом. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы, мыши, залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. Снег – это развлечение для малышей и взрослых.
Наш исследовательский проект посвящен изучению снега. Мы вместе с детьми и их родителями решили узнать побольше о снеге и его свойствах.
Были поставлены следующие задачи:
- расширение представлений о снеге;
- развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы;
- расширение словарного запаса детей;
-привлечение к активному участию родителей воспитанников в проведении наблюдений и опытов.
Мы узнали, что снег – это не просто замёрзшая вода. Это миллионы ледяных кристаллов, которые хранят ту форму, что получилась при замерзании. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемещаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться к земле. Оказывается, есть целая наука, которая называется снеговедение.
Так же ребята узнали о том, что снег бывает разный в зависимости от погодных условий (температуры воздуха, давления): пухляк, наст, мокрый снег. С каждым видом снега разные игры и развлечения. Например, в рыхлый свежевыпавший снег приятно падать, делать «снежных ангелов», кататься на лыжах, санках, не опасаясь пораниться о снег при падении; на насте хорошо рисовать красками, протаптывать рисунки, тропинки; из мокрого снега лепить снежки, крепости, снеговиков.
Ребята убедились, что снег белый, но не чистый. Для этого снег был набран в ёмкость и принесён в тёплое помещение. Дети наблюдали как при комнатной температуре снег превращается в воду, и она далеко не чистая. Таким образом воспитанники узнали, почему взрослые обращаются к ним с просьбой не есть снег: не только из-за того, что он холодный и может навредить горлу, но и из-за вредных веществ, которые попадают в снежинки и в период образования в атмосфере и тогда, когда снег уже выпал на землю.
Дети разгребали сугробы лопатками и обнаруживали под ним маленькие ростки травы. Таким образом они убедились, что под снегом тепло. Именно поэтому под снегом прячутся зимой птицы, животные, насекомые. Под мягким снежным одеялом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весной снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживалось больше, колхозники ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие снежные сугробы. Воспитанники, узнав об этом факте, набрасывали снег вокруг деревьев и кустов на территории детского сада.
В дни снегопада ребята ловили снежинки себе на ладошки и разглядывали их. Оказалось, что все снежинки похожи по строению (свободно сцепленные между собой наборы кристаллов, на углах которых образуются рожки, которые затем начинают ветвиться, придавая снежинке форму звездочки), но и одновременно отличаются друг от друга, т.к. снежинки растут быстро и неравномерно.
За время работы над проектом воспитанники познакомились со множеством произведений художественной литературы (чтение рассказов, сказок, заучивание стихов). Так же рассматривали картины с изображением зимних пейзажей и составляли свои рассказы по картинам. Познакомились с произведениями устного народного творчества (загадки, пословицы и поговорки). Ребята отобразили «снежную» тематику в изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги). В ходе проекта с детьми были проведены беседы по безопасности, такие как «Снег может быть опасен», «Если хочешь быть здоров», «Соблюдай правила безопасности при катании на санках, лыжах, коньках, тюбингах». И, конечно же, наибольшее удовольствие ребята получили во время игр и развлечений со снегом. Они играли в снежки, лепили снеговиков, башни и крепости, строили и протаптывали лабиринты, рисовали на снегу.
В реализации проекта активное участие принимали и родители воспитанников. Они вместе с детьми проводили простейшие опыты со снегом в домашних условиях, проводили наблюдения во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом. Родители ознакомились с консультацией «Чем можно заняться с ребёнком на прогулке зимой».
Проект «Снег и его проявления» длился три зимних месяца. Его задачи достигнуты в полном объёме. Данный проект способствовал познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Сегодня заведующим государственного учреждения образования "Детский сад 1 г.Фаниполя" Протасевич Екатериной Анатольевной был проведен мастер-класс по изготовлению дидактических игр, пособий и лепбуков по экологическому воспитанию дошкольников.
Отчёт по мини-проекту "Красная книга Республики Беларусь"
Реализация мини –проекта в старшей группе «Красная книга Беларуси»
Подготовила : воспитатель дошкольного образования
Гущеня Светлана Леонидовна
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом - на природу.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза экологического кризиса, может быть, и катастрофы, нависла над человечеством.
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.
Загрязнение атмосферы, почвы, воды, шумовые загрязнители. Огромные мусорные свалки! Переизбыток удобрений, химических пестицидов, которые используют для борьбы с вредителями! Кислотные дожди! Главные виновники этого – промышленность, электростанции, автомобили. Вырубка больших лесных массивов! Осушение болот, непрерывное расширение автодорог! Лесные пожары! Кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие. Кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой игрушки, бросает камнем в птицу – развлекается.
Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причем, более половины из них уничтожены за последние 50 лет!
Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т.д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.
В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) была впервые издана Красная книга.
Чтобы привлечь внимание детей и родителей к проблеме исчезновения животных, птиц и растений , бережному отношению к природе в старшей группе № з был проведен краткосрочный проект «Красная книга Республики Беларусь». В ходе проекта решались следующие задачи : углублять и конкретизировать представление о животном и мире родного края; выявить значимость «Красной книги», для чего она создана; развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам); познакомить с тем, как человек влияет на природу, с какой целью создана Красная книга; воспитывать доброжелательное отношение к животным, растениям, любопытство к ярким особенностям внешнего вида и получать удовольствие от общения с природой; воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Задачи были реализованы при помощи различных методов и приёмов, а так же в различных видах детской деятельности.
Для привлечения внимания детей к проблеме в группе прошла беседа «Что мы знаем о Красной книге?». В ходе которой было решено , что знания ребят не достаточны и был составлен план «Что мы хотим узнать».
Было решено рассмотреть Красную книгу Республики Беларусь, узнать побольше о животных и растениях Красной книги, как их охраняют , почему Красная книга – красная, нарисовать и слепить понравившихся животных, чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме. Еще дети вспомнили что в родном городе есть муралы на тему Красная книга и было решено организовать фотовыставку «Красная книга в родном городе». Итогом проекта стала викторина «По страницам Красной книги».
Для разностороннего рассмотрения проблемы исчезающих животных и растений, кроме знакомства с самой книгой воспитанникам была представлена презентация в которой они узнали про уровни Красной книги и про национальные парки и заповедники Республики Беларусь. После презентации дети решили что им очень понравился лебедь –шипун и слепили его на занятии по лепке. Так же дети играли в дидактическую игру «Кто где обитает», экологическую игру «Польза или вред». В рамках проекта были прочитаны рассказы о животных В.В.Бианки и Е.И. Чарушина, а так же просмотрены клипы О.Газманова «Красная книга» и ВИА «Песняры» «Беловежская пуща». Кроме того дети нарисовали болотную черепаху , как символ мудрости, что бы все мудро заботились о природе и не повторяли ошибок прошлого. А так же были изготовлены «Журавлики» в технике оригами , которые ребята подарили воспитанникам средних групп , для привлечения их внимания к Красной книге. Викторина по итогам проекта прошла увлекательно и показала насколько увлеклись проблемой сохранения животных и растений участники проекта.
Родители были привлечены для организации фотовыставки , дети на фоне краснокнижных муралов города. Для родителей была подготовлена консультация «Зачем знакомить детей с Красной книгой.»
По завершении проекта были подведены итоги. Проектная деятельность является эффективной для привлечения детей и родителей к проблемам сохранности окружающей среды. Дети и родители с удовольствием погружаются в проблему т.к. она рассматривается весьма разносторонне и вся деятельностьо чень разнообразна .
Отчёт по мини-проекту "Батарейка"
Проект «Сдай батарейку — защити природу!»
В средней группе №4 прошел познавательный проект «Сдай батарейку – сохрани природу!». Основной целью проекта было формирование основ экологической культуры.
На подготовительном этапе была определена проблема, на которую была направлена работа по реализации проекта, сформулирована его актуальность. Тема экологической ситуации очень актуальна для нашей страны, как и для многих других стран. Современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днём всё более масштабной. Значимость проекта была заключена в том, что один из пунктов приема был организован в нашем детском саду, который посещают дети и их родные и близкие. Именно с ними были проведены профилактические и просветительские мероприятия, и именно они стали ключевым звеном передачи батареек в пункт приема.
Руководителями проекта был составлен план реализации, в котором были определены формы, методы и содержании мероприятий с детьми и родителями. На этом этапе проекта был оформлен контейнер для сбора батареек, с администрацией ДДУ определили его место расположения: у главного входа. Для родителей были изготовлены информационные плакаты, посты, листовки.
На основном этапе реализовывался план мероприятий с детьми и родителями.
По образовательной области «Познавательное развитие» были проведены: целевые наблюдения за окружающей природой с целью учить детей видеть красоту природы; беседы: «Как беречь природу?», чтобы дать понять детям, что природа – это наш общий дом»; «Волшебная батарейка» с целью расширения представлений о предметном мире; НОД «Большой вред маленькой батарейки» с ИКТ с целью воспитания экологически грамотного поведения в природе; экспериментирование «Влияние воды на металлическую оболочку батарейки».
По образовательной области «Речевое развитие»: ситуативный разговор «Что будет, если каждый выбросит одну батарейку»; чтение сказки «Сказка про батарейку Сонечку», «Путешествие маленькой батарейки».
По образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: дидактические игры: «Можно - нельзя», «Найди сходство и отличие», «Четвертый лишний», «Береги живое»; «Распредели правильно мусор в контейнеры»; «Что из чего сделано».
По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: рассматривание иллюстраций, фотографий; просмотр мультфильма «Батарейки» из сериала «Фиксики»; рисование плаката «Сохраним планету!».
В ходе реализации проекта с родителями была проведена просветительская работа через оформление папок-передвижек, информационных стендов, брошюр и плакатов: консультации «Экологическое воспитание в семье», «Как научить ребенка беречь природу», «Батарейки представляют опасность для детей»; информация о пунктах приема использованных батареек в г.Фаниполь, советы по применению батареек для уменьшения их экологического вреда. Активное участие приняли в совместных мероприятиях: акции «Сдай батарейку - защити природу!»; изготовление альбома для рассматривания иллюстраций, фотографий.
Участники проекта решили вовлечь в свою работу детей и взрослых из других групп ДДУ с целью принять участие в акции: подготовили выступление агитбригады, распространили листовки и брошюры.
Результаты проекта:
Социальной значимостью работы над проектом стало осознание детьми и взрослыми экологически целесообразного поведения в окружающей среде и содействие в организации утилизации батареек. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Родители, участвуя в реализации проекта, были не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Дети, работая под девизом «Если не можешь сделать много, лучше начать с малого, чем не делать ничего» были поражены результатом своей деятельностью, удивленно восклицали «Как много мы все вместе собрали батареек и спасли много-много деревьев, ежей и червей!». А мы с уверенностью можем сказать «Большое начинается с малого!».
Семинар
«Познавательно – исследовательская деятельность детей в детском саду»
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
• повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
• расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в детском саду»,
• развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми
План семинара
I Актуальность вопроса
II Экспериментальная деятельность
III Организация среды в детском для детского экспериментирования
IV Практический этап
VРефлексия.
I Актуальность вопроса
Сегодня мы будем обсуждать: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с программой дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.
Наш семинар мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответыв оспитателей)
(способствует формированию у детей познавательного интереса;р азвитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческихс пособностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы,устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей;поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости,критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса;воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения кокружающей действительности.)
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать
Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес.
Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.
Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением)
Задачи исследовательской деятельности:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
II Экспериментальная деятельность
Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование
Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое
переводится как «проба», «опыт»
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
- По способу применения: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
III Организация среды в детском саду для детского экспериментирования
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними
- безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
- показ только существенных сторон явления или процесса,
- отчетливая видимость изучаемого явления,
- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Организация самостоятельной экспериментальной деятельности
ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
С этой целью в группах должны быть созданы мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым:
1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)
2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы
3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)
4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)
5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)
9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)
10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.
Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)
«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
III Практический этап
Задание № 1. Блиц-игра «Вопрос-ответ»
1. Что является объектом познания детей младшего возраста?
Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.
2. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Ответ: плавает - тонет, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.
3. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская
деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры,встречи с природой, ситуативные разговоры.
5. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний,
пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже
несущественным подробностям.
6. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.
Задание № 2. Упражнение «Определение порядка структурных
компонентов эксперимента»(Слайд11,12)
Участникам раздаются листочки в разрезном виде, на которых указаны компоненты эксперимента. Нужно собрать в правильной
последовательности.
- Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою
структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с
дошкольниками. Вам нужно собрать в правильной последовательности
полоски.
1. постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
2. прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);
3. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования;
4. уточнение плана исследования;
5. выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне
исследования;
6. выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);
7. наблюдение результатов эксперимента;
8. фиксирование результатов эксперимента;
9. формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем
дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном
возрасте).
Задание № 3. «Объяснялки» от детей
Ведущий: - По очереди каждая команда будет иметь возможность отгадать,
что ребята имели ввиду. Первая объяснялка для команды …
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то
кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными.
А ещё там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно,
я бы хотел там работать. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а
потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет,
то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне
нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают.
(ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается
с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает
всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень
смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы,
он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда
внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может
погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям,
когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
Задание № 4 «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).
«Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)
«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)
«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
«Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело).
Игра «Жидкое и твердое»
- А сейчас приглашаю вас всех поиграть.
Педагоги встают, берутся за руки, образуют круг.
- Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в
овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко.
Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало
трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет
активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас
замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете?
(становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к
другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу
группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша
группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по-разному.
Разнообразные формы работы с родителями.
-Привлекать родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
-оформление наглядной информации в родительском уголке, -консультирование, беседы
- оформление папок, тематические ширмы-передвижки, выставки
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:
• совместное детско-взрослое творчество (оформление альбомов, плакатов, газет, фотосессий);
•совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
И в завершении хотелось бы привести слова Василия Александровича Сухомлинского, подчеркивающими значимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
VI Рефлексия
Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем педсовете?»
-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.
Основа организации работы с педагогическим коллективом - это диагностика, в процессе которой выявлялись проблемы, вопросы которые вызывают у педагогов затруднения, а затем организовывалось методическое и психологическое сопровождение. Проведены следующие диагностические исследования:
Анализ диагностики выявил следующие результаты: у большинства педагогов по реализации проекта готовность выражена на достаточном уровне 80% педагогов, присущи : высокий уровень восприимчивости к инновационной,проектной деятельности, постоянный поиск себя в этом новом,потребность в создании новых продуктов 78% педагогов.
На основании этого были определены участники инновационной,проектной деятельности с разным профессиональным уровнем, но вместе с тем с оптимальным уровнем восприимчивости к новшествам и мотивированности к инновациям.
С педагогами инновационной,творческой группы были проведены дополнительные исследования : изучены личностные и профессиональные качества педагогов, определён уровень взаимодействия педагогов с родителями .
В результате исследования было установлено, педагоги характеризуются высоким 75% и достаточным 45% уровнем профессионального мастерства, высоким 70% и достаточным 60% уровнем организации взаимодействия с семьями воспитанников , положительными личностными качествами.
На основе диагностических данных были запланированы и реализованы следующие формы работы:
1. Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);
2. Проведение разнообразных семинаров с воспитателями: семинаров-тренингов семинар-практикум;
4. Консультирование воспитателей по проблеме формирования толерантности
5. Проведение круглых столов.
6. Подготовка и проведение тематических педсоветов.
Наиболее эффективными формами работы с педагогами были : семинары, круглые столы, консультации, тренинги, практикумы.